Кaжeтся, имeннo с тaкoй рeaльнoстью ужe в ближaйшиe нeдeли будут вынуждeны стoлкнуться стoрoны прoтивoстoяния нa Южнoм Кaвкaзe. Пoнятнo, чтo Aзeрбaйджaн — с кoнстaтaциeй дeйствeннoсти свoeгo диплoмaтичeскoгo и вoeннoгo прeимущeствa, a Aрмeния — с нaглядным прoвaлoм кaк нa внeшнeпoлитичeскoм, тaк и вoeннoм нaпрaвлeнии. Eсть eщe люди — 150 тысяч aрмян из нeпризнaннoй НКР, o чьeй дaльнeйшeй судьбe и бeзoпaснoсти нeльзя зaбыть при любoм вaриaнтe oкoнчaния этoй вoйны.
Чтo жe всe этo знaчит? Нo сущeствуeт ли кaкoй-тo дoстoйный выxoд из ситуaции?
Ктo кoнтрoлируeт Шушу?
Крaснoрeчивoй иллюстрaциeй ситуaции нa фрoнтe стaли сooбщeния вoскрeсeнья, 8 нoября o бoяx вoкруг гoрoдa Шушa — втoрoгo пo знaчeнию нaсeлeннoгo пунктa Карабаха / Арцаха. Его взятие практически открывает путь на столицу НКР — Степанакерт. Президент Азербайджана Ильхам Алиев, одетый в камуфляж, выступил с обращением к нации, в котором заявил о взятии города под контроль. Закончилось оно уже привычным: «Шуша — наша! Карабах — наш!». Ближе к вечеру в соцсети с более проникновенным приветствием выступила и супруга президента, она же — первый вице-президент страны Мехрибан Алиева. В каком-то смысле, эти победные реляции были вызваны символом — 9 ноября в Азербайджане День государственного флага. Возможно, ставилась задача получить военную победу «под дату».
Если же смотреть чисто со «стороны фактов», то видео поднятия азербайджанского флага над городом не появилось еще. А армянские СМИ потерю Шуши опровергли, хотя на самом высоком уровне о сказано это не было. Идут бои — сообщают армяне. Но при этом азербайджанская армия начала обстрел Степанакерта со стороны Шуши, а расстояние между городами — всего 11 километров. К тому же, на рельефе Шуша расположен выше Степанакерта, и это еще больше усложняет оборону и защиту от обстрелов.
Как сообщают СМИ, в городе началась эвакуация. Это подтверждает и украинская журналистка Екатерина Иванченко, которая работает в зоне боевых действий. Вывозят всех женщин, детей, а также инфицированных коронавирусом.
Что азербайджанцы учли, а армяне — нет
Попробуем обобщить. Прежде всего, надо признать Азербайджан и его руководство верно оценили ситуацию — в мире в целом и в регионе Южного Кавказа, в частности. Это и обусловило те возможности, которые открылись именно сейчас для возвращения Карабаха и оккупированных 30 лет назад территорий возле границы с Арменией. Другого, как в военном, так и в дипломатическом контекстах, момента — у них бы могло и не сложиться, поэтому надо было пользоваться возможностью как можно полнее. Что и произошло. А то, что именно Баку смог сформировать на свою сторону нескрываемую поддержку, или же нейтралитет соседей — ну, надо только признать профессионализм азербайджанской дипломатии, здесь, как говорится — учите матчасть.
А вот действия руководства Армении, в том числе, в военном смысле оценить положительно никак не приходится. Главными просчетами, кажется, стали две вещи: во-первых, отсутствие каких-либо выводов из июльского обострения ситуации и стратегического анализа дальнейшего ее развития. То есть, у армян было два месяца, чтобы учесть увиденное и обеспечить собственные возможности. Но подготовка второго наступления Азербайджана была просто «проспана» спецслужбами и министерством обороны Армении. Кстати, уже в дни войны произошли отставки как главы Службы национальной безопасности Армении Аргишти Кярамяна, так и других высокопоставленных этой сферы. Это доказывает: был допущен провал в планировании, да и вообще — в оценке ситуации.
Во-вторых, глава правительства Армении Никол Пашинян, очевидно, повторил роковую ошибку экс-президента Грузии Михаила Саакашвили во время войны 2008 года. Тогда грузинский руководитель был уверен в активной поддержке со стороны США и НАТО любых его шагов и действий, а следовательно — дал Москве казус-белли, введя грузинские подразделения в Цхинвали. Но Саакашвили просчитался: ситуация сложилась такая, что мировые лидеры не были настроены на открытую конфронтацию, а Россия получила повод и воспользовалась им откровенно чрезмерно.
Сейчас, конечно, Пашинян и вооруженные силы Армении не прибегали к каким-то военным шагам. Однако фактическое участие военных и добровольцев из Армении в боевых действиях на территории Карабаха / Арцаха, само по себе ставит перед официальным Ереваном вопросы, на которые там нет ответа. Поэтому призыв к отечественной войне, который прозвучал из Еревана, идет в разрез с нормами международного права. И апелляции к историческим обстоятельствам здесь — не имеют полной силы, потому что все знают: вопрос «долгий» и сложный, поскольку — среди неподконтрольных Баку есть и чисто азербайджанские территории, и сам Карабах, «Нагорно-Карабахская республика» — никем не признана до сих пор, даже самой Арменией.
Добавьте к этому непростую, мягко говоря, историю взаимоотношений между двумя народами, которая была не только когда века назад, но и сейчас кровоточит — на памяти нынешних поколений. И да — этот ее современный этап начался еще при «советской власти» — в 1988 году резней армян в азербайджанском Сумгаите. И при этом, как ни крути, а все равно полностью логичной последовательности в действиях Армении не наблюдается. Конфликт вокруг Карабаха / Арцаха явно перезрел, надо было прилагать все усилия, чтобы решить его раньше. А теперь что ж…
И это увидела, услышала и в этом убедилась критическая масса мирового сообщества.
Кто и как будет все это решать?
Но — что же дальше? События вчерашнего дня на внешнем контуре позволяют наметить определенную последовательность дальнейших действий. Наиболее вероятно, она выглядит примерно так:
Степанакерт будет взят, «Нагорно-Карабахская республика» исчезнет как образование, Армения в геополитическом смысле терпит поражение в этом конфликте. Это горькая правда, к которой нужно привыкать армянской общине по всему миру. И верно определить, что привели к этому самоуверенность руководства страны, разбалансированные действий уже во время самого конфликта, и ситуация в мире, которую верно просчитало азербайджанское руководство и ничего не смогло этому противопоставить — армянское.
Азербайджан доведет войну до победного для себя конца. Помешать этой прогнозируемой победе могут только две вещи: если азербайджанцы допустят какую-то фатальную ошибку, и, например (это только предположение!) обстреляют колонну беженцев или произойдет еще что-то, что приведет к неоправданным жертвам мирных людей и нельзя будет никак объяснить миру. Второй вариант — это чудо, которое иногда случается на войнах — и стремительный переход армянских вооруженных формирований «Нагорно-Карабахской республики» в яростное наступление в форме блицкрига. Но будем откровенны — исходя из того, как все развивалось на фронте до сих пор, это очень маловероятно.
По итогам военного противостояния, желательно было бы ожидать переговорного процесса — пусть долгого и более сложного. Конечно, при согласии, прежде всего, Баку. Ну, это если говорить о цивилизованном мире, а именно к нему считают себя принадлежащими Азербайджан и его мощная союзница Турция. То есть хотелось бы такой тональности в начале переговоров: «да, мы понимаем, что население Карабаха армянское и понимаем сложность истории региона и отношений в нем, а потому — готовы это обсудить и решить, но — именно сейчас, после восстановления территориальной целостности страны».
В Армении тоже имеет сейчас вырабатывается реалистичная позиция в отношении таких будущих переговоров. Сохранить лицо нынешнему руководству страны можно только при условии принципиального отстаивания прав этнических армян в Карабахе / Арцахе и требовании от Азербайджана предоставления этому региону реальной и достаточно широкой автономии. Кстати, весь пафос победы Азербайджана будет полностью перечеркнут, если Баку поддастся порочной практике многих других победителей: ввести жесткий режим на возвращенной территории, провести переселение другого по этническому составу населения и говорить, что это — справедливо. Такой путь — это будет возврат к самым классическим тоталитарным практикам, поэтому — для всего мира будет лучше, а для Азербайджана тем более, обойтись принципиально без этого при предоставлении гарантий безопасности в регионе.
Россия, Франция, США: «реал политик» — и больше ничего
А теперь посмотрим вокруг. Да, Армения переоценила собственные отношения как с Россией, так и со странами, где есть влиятельная армянская диаспора — Францией и США. Что бы там ни говорили о первой, ее роль в этом конфликте не могла быть другой с самого начала: в Москве это поняли и заявили, что гарантируют безопасность партнеру по ОДКБ только при угрозе переноса боевых действий на его территорию. А этого не произошло и не произойдет — у Азербайджана просто другие цели. Россия еще с имперских времен торговала интересами армян. Но это — отдельная тема. Как и то, почему руководство Армении не нашло (не искало?) выход из этой очевидной проблемы.
7 ноября, по сообщениям турецких СМИ, президент Турции Эрдоган позвонил Путину и предложил создать рабочую группу по урегулированию ситуации в Карабахе. Конечно, это был звонок в стиле постановки перед фактом. Почему? А потому что уже 8 ноября министр иностранных дел и обороны Турции Мевлют Чавушоглу и Хулуси Акар прибыли в Баку как бы на празднование Дня государственного флага Азербайджана, но — разумеется, чтобы подытожить общий успех совместных боевых на фронте. То есть, Путину сейчас передают некое коллективное приглашение — не хотите ли присоединиться, но определять повестку дня будем все же мы. Что ж, это та самая «реал политик» и право сильного, которое так долго использовал сам Путин и считал это абсолютно приемлемым. Только сейчас — главные на этом «празднике» другие.
А что же коллективный Запад? Понятно, что США еще минимум два месяца будут заняты нетипичными для себя президентскими выборами и процедурой передачи власти от того, кто не хочет ее отдавать. Но можно ожидать, что избранный президент Джозеф Байден в конце концов уделит решению вопросу Карабаха достаточное внимание и, кстати, будет склонен к поддержке Армении. Именно поэтому встречи с ним должен искать сейчас господин Пашинян. Ну или хотя бы с тем, кто станет госсекретарем в администрации Байдена.
Конечно, более выразительной и прогнозируемой должна стать и позиция в этом вопросе президента Франции Эммануэля Макрона, но пока у него проблемы со вспышкой террора, противостоянием с мусульманами всего мира и новой волной коронавируса в стране. Добавим открытый и далекий от классической дипломатии конфликт между Макроном и Эрдоганом. Поэтому далеко не факт, что для презентации европейской позиции по урегулированию будет оптимальной фигура именно президента Франции. Поэтому, скорее всего, следует ожидать перемещения инициативы со стороны Европы по Карабаху из Парижа — в Брюссель и к руководству ЕС. Кстати, это тоже шанс для армян Карабаха надежнее отстоять свои права и обеспечить свое будущее.
Вообще же, вся эта история — крайне поучительна. Потому что она именно об определяющих мотивах политики: когда именно надо ставить цель и ее добиваться. И тогда последствия такой политики нереально потом никому присвоить или свести на нет. Так что — уже сейчас вторая карабахская война современности становится той историей, которую будут изучать и политики, и военные, и дипломаты.
Виктор Чопа, Киев