Специальная мониторинговая миссия ОБСЕ: Каждый год в заложниках консенсуса

Eжeгoднoe прoдлeниe мaндaтa Спeциaльнoй мoнитoрингoвoй миссии OБСE в Укрaинe (СММ), кoтoрaя с 2014 гoдa являeтся «ушaми и глaзaми» мeждунaрoднoгo сooбщeствa в OРДЛO, никoгдa нe былo прoстым и быстрым прoцeссoм. Oднaкo нa этoт рaз пoиск кoнсeнсусa уж слишкoм зaтянулся – рaбoтa этoй крупнeйшeй пoлeвoй миссии OБСE былa прoдлeнa в срeду, 31 мaртa, буквaльнo зa нeскoлькo чaсoв дo зaвeршeния срoкa дeйствия прeдыдущeгo мaндaтa.

Вoсприятиe мoнитoрoв OБСE срeди укрaинскoгo oбщeствa oстaeтся нeoднoзнaчным – мнoгиe, и впoлнe oпрaвдaннo, упрeкaют Миссию зa нeдoстaтoчнoe инфoрмирoвaниe в свoиx oтчeтax o рoли и дeйствияx Рoссии в кoнфликтe нa вoстoкe Укрaины. Тeм нe мeнee, нaблюдaтeли Спeциaльнoй мoнитoрингoвoй миссии OБСE oстaются eдинствeнными прeдстaвитeлями мeждунaрoднoгo сooбщeствa нa врeмeннo oккупирoвaннoй тeрритoрии вoстoкa Укрaины, и ужe этo дeлaeт Миссию крaйнe вaжнoй – кaк для Укрaины, тaк и для всeгo мирoвoгo сooбщeствa (зa исключeниeм РФ).

Хоть и ограниченно и в неполной мере, но СММ сообщает как о введении российских законов и норм в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, так и о фактах обнаружения там современных образцов российского вооружения и техники и о нарушении оккупантами режима прекращения огня. Кроме того, присутствие международных наблюдателей в ОРДЛО действует также в качестве своеобразного «предохранителя» – россияне, «которых там нет», не могут так просто перебрасывать на оккупированную украинскую территорию технику или военнослужащих, а вооруженные провокации вынуждены скрывать.

Выход мониторов СММ с временно оккупированных территорий Донецкой и Луганской областей был бы крайне нежелательным сценарием для Украины, особенно в нынешних условиях. Россия массово наращивает войска возле границы с Украиной. При этом на Западе начинаются пасхальные праздники, когда внимание к зарубежным темам, а следовательно и Украине, значительно снижается…

ЧТО БЫЛО БЫ ПОСЛЕ 1 АПРЕЛЯ В СЛУЧАЕ НЕПРОДЛЕНИЯ МАНДАТА СММ

Таким образом, нечего и говорить, что украинские дипломаты как в Вене при ОБСЕ, так и в Киеве, воспринимали затягивание согласования мандата СММ со всей серьезностью. Как предостерег 26 марта МИД Украины в отдельном заявлении в связи с этим: «Сворачивание деятельности СММ ОБСЕ будет играть на руку только Российской Федерации» и может привести к неконтролируемой эскалации российско-украинского вооруженного конфликта.

Это заявление было сделано на следующий день после того, как на заседании Постоянного совета ОБСЕ в минувший четверг делегации стран-участниц не смогли одобрить продление мандата СММ в Украине. Это было последнее регулярное заседание данного руководящего органа ОБСЕ перед началом «пасхальных каникул», и именно на нем и должно было бы состояться продление мандата СММ, который истекал через несколько дней.

«Практика блокирования принятия решений и их принятие в последний момент не является чем-то новым в ОБСЕ. И учитывая это, мы надеялись, что все-таки процесс относительно СММ будет разблокирован. В то же время мы не могли полагаться на случай и прорабатывали также вариант негативного сценария, предпринимая все усилия вместе с нашими партнерами, чтобы ситуация разрешилась положительно, – отметил в комментарии корреспонденту Укринформа глава миссии Украины при ОБСЕ Евгений Цымбалюк. – На фоне ситуации, которая складывалась вокруг Украины – и здесь я имею в виду, в частности, заявление главнокомандующего ВСУ Руслана Хомчака в Верховной Раде Украины относительно увеличения Россией количества батальйонно-тактических групп возле границ Украины – мы воспринимали затягивание с продлением мандата СММ очень серьезно».

То, что будет с Миссией после 1 апреля в случае непродления ее мандата, также было предметом обсуждения в ОБСЕ на самом высоком уровне. В частности, разъяснения по этому поводу странам-участницам предоставила «главный администратор» организации – генеральный секретарь Хельга Шмид. Так, с 1 апреля сразу должны были бы быть прекращены полеты беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) и осуществление патрулей, как и, соответственно, написание отчетов Специальной мониторинговой миссией. Также наблюдатели должны были бы немедленно покинуть временно оккупированные районы Донецкой и Луганской областей и переместиться на подконтрольную Украине территорию.

И хотя физически мониторы СММ все еще находились бы в течение определенного времени на территории Украины, однако они уже не отчитывались бы – мандата на международный мониторинг у Миссии уже не было бы.

ТРАДИЦИОННОЕ ЗАТЯГИВАНИЕ РОССИЕЙ И НЕОЖИДАННЫЙ ШАНТАЖ

Из-за пандемии коронавируса переговоры относительно СММ проходили онлайн и в телефонном режимах. Тем не менее, как уверяет Евгений Цымбалюк, на качество переговорного процесса это никак не повлияло.

«Дипломатический мир в онлайн стал еще меньше, и еще короче стали эти провода, которые нас связывают. Конечно, немного не хватает дополнительных кулуарных встреч во время заседаний и возможности поговорить с глазу на глаз. Но сегодня мы их полностью компенсируем интенсивностью онлайн и телефонных контактов. Все постоянно звонят всем, все советуются со всеми – и это еще больше стирает расстояние между нами», – отметил он.

Главным образом переговоры были сосредоточены на бюджете СММ на новый годовой период. «Нынешние переговоры, как и в прошлые годы, были непростыми и были сосредоточены преимущественно вокруг бюджета СММ. Было несколько предложений разного плана относительно этого, но в итоге нам все же удалось принять консенсусное решение. И здесь также следует отдельно отметить, что бюджет Миссии, как и в прошлом году, был снова утвержден раньше, чем общий бюджет самой ОБСЕ, что также свидетельствует о приоритетности внимания к СММ со стороны стран-участниц», – отметил украинский дипломат.

По его словам, традиционно много замечаний к бюджету Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ в Украине было со стороны делегации РФ – и это стало одной из причин затягивания принятия решения.

В частности, россияне продвигали сокращение количества должностей и уменьшение расходов на беспилотники в СММ – все то, что могло бы как-то уменьшить эффективную операционную деятельность Миссии. «Российская Федерация пыталась уменьшить бюджет СММ по многим направлениям. Но нам вместе с партнерами – Шведским председательством, США, Канадой, Евросоюзом, Великобританией, Норвегией, Швейцарией и Грузией – все же удалось отстоять бюджет Миссии с точки зрения обеспечения ее операционной функциональности. Ни один аспект, который касается операционной деятельности, не был уменьшен», — заявил Цымбалюк.

Что касается непосредственно мандата Миссии, то принципиальных вопросов ни у кого не возникало. «Во время переговоров по сути не было никаких принципиальных возражений относительно мандата и существования СММ, как таковой. В то же время были попытки сыграть свою игру на большом внимании к этому вопросу со стороны всех стран-участниц, Секретариата и Председательства ОБСЕ – и продвинуть какую-то свою национальную повестку дня и привлечь внимание к ней», — отметил главный украинский дипломат в ОБСЕ.

Неожиданно для многих такую «свою игру» в ОБСЕ продвигала Армения, которая чувствует себя обделенной вниманием со стороны международного сообщества и ОБСЕ в частности. О том, что именно Армения блокирует процесс принятия бюджета ОБСЕ и Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ в Украине сообщало, в частности, азербайджанское издание Caliber. При этом у армянской делегации в ОБСЕ не было каких-либо возражений по поводу самих проектов решений относительно СММ – они просто блокировали его принятие, мотивируя отсутствием соответствующих инструкций из Еревана.

Таким образом, хотя позиция Армении относительно СММ, вероятнее всего, и не была формально обусловлена какими-то антиукраинскими соображениями, но в итоге заложником ситуации оказалась именно эта важная для Украины миссия ОБСЕ, которая фиксирует военную деятельность РФ на оккупированной территории и нарушения государством-агрессором режима прекращения огня.

ОБСЕ является организацией, основанной на консенсусе, то есть все решения должны быть поддержаны всеми ее 57-ю странами-участницами. Блокирование одной страной важного совместного решения сразу привлекает внимание остальных членов и руководства организации к этой стране. В столицу этой страны идут звонки от руководства ОБСЕ и из других стран, в том числе на высоком министерском уровне. И было бы неправильно думать, что во время таких разговоров, в том числе относительно СММ, министры иностранных дел обсуждали лишь одну такую проблемную тему повестки дня ОБСЕ – спектр обсуждения, очевидно, значительно шире.

Именно такой логикой по созданию для себя дополнительных возможностей, похоже, и руководствовалась армянская сторона, заблокировав принятие решения относительно мандата СММ. И чем дольше она «держала паузу», тем больше звонков, вероятно, и получила.

Глава украинской миссии при ОБСЕ не стал отрицать или подтверждать информацию об армянском блокировании относительно СММ. По его словам, хорошо, что решение принято и важно, чтобы такого не было в дальнейшем. «Думаю, сейчас нужно не искать виновных в том, почему мы зашли в такую ситуацию, а важно сосредоточиться на том, чтобы исключить повторение подобных ситуаций в будущем и сделать выводы из нынешнего переговорного процесса. И мы будем работать над этим вместе со Швецией и следующим, Польским председательством в ОБСЕ, – заявил Цымбалюк. — Нам очень не нравится такая игра. Делегация Украины осуждает практику шантажа. Особенно, когда речь идет не о рассмотрении решения по существу, а о том, что одно решение становится заложником решения других вопросов. То есть, когда нет замечаний по существу относительно одного конкретного решения, но консенсус по нему сдерживается с целью привлечения внимания к каким-то другим вопросам».

Собственно, об армянской причастности к блокированию продления мандата СММ свидетельствует и сам факт сделанного армянами так называемого «интерпретирующего заявления» – в них после принятия решений страны-участницы ОБСЕ по желанию излагают свою позицию по этому вопросу. В прошлые годы делегация Армении воздерживалась от таких «интерпретирующих заявлений». В этом году – наряду с традиционными заявлениями Украины, США, Канады, Евросоюза, Великобритании и России – было и армянское. В нем, в частности, и содержалось объяснение, почему армяне «придержали» принятие решения относительно СММ – согласно заявлению, необходимо уделять внимание в равной степени всем конфликтам в регионе ОБСЕ (читай: не только ОРДЛО, но и Карабаху).

ТОТ ЖЕ МАНДАТ И БЮДЖЕТ НА 0,2% МЕНЬШЕ

Так или иначе, но 31 марта утром на специальном заседании Постоянного совета ОБСЕ все 57 стран-участниц консенсусом одобрили продление мандата СММ на следующий годовой период – с 1 апреля 2021 по 31 марта 2022 года. Также был одобрен бюджет Миссии, который практически остался на рекордном уровне 2020 года, когда было 10-процентное увеличение – 108 млн 709 тыс. 400 евро.

«В процессе переговоров цифры немного изменились и общий бюджет Миссии стал на 238 тыс. 400 евро или 0,2% меньше, чем в прошлом году. Но, опять же, не будет никакого сокращения бюджета СММ, который предназначен для операционных нужд», – заявил Евгений Цымбалюк.

По его словам, на это «косметическое» уменьшение бюджета пришлось пойти, чтобы удовлетворить требования делегации РФ и прийти к консенсусу. Оно будет касаться, в частности, неучреждения в Миссии отдельных должностей логистического направления, оптимизации затрат, предназначенных на обучение и др.

Количество же международных наблюдателей не будет уменьшено. «Новый бюджет позволяет обеспечить надлежащий уровень ротации персонала СММ. Он не будет уменьшен. Миссия будет комплектоваться в соответствии со своими потребностями, и никакого снижения уровня присутствия Миссии или количества патрулей не должно происходить, поскольку бюджет утвержден на эти цели в надлежащем объеме», – заявил украинский дипломат.

Также не претерпевают изменений полеты беспилотников, важность которых только возрастала в период пандемии и связанных с ней (и не только) ограничений со стороны вооруженных формирований РФ. «Мы очень рады, что в следующем бюджетном году бюджет СММ на беспилотники, прежде всего БПЛА дальнего радиуса действия, не будет уменьшен. Это – очень важный момент для всей ОБСЕ, возможно, за исключением России, – отметил Цымбалюк. — В последнее время патрулировать становится труднее и препятствий с российской стороны становится больше, и патруль часто не может добраться до тех мест, которые он хочет увидеть. А беспилотники делают свое дело».

Еще один важный момент – в новом бюджете СММ предусмотрены средства и на открытие дополнительных передовых патрульных баз. Открытие таких баз на временно оккупированной территории, ближе к неконтролируемому участку границы с РФ, уже давно необходимо для повышения эффективности мониторинга Миссии. Впрочем, российские оккупационные администрации на востоке Украины отказываются предоставлять соответствующие гарантии безопасности.

«Эти базы необходимы, чтобы мониторинг СММ работал лучше. И это — не только оценки украинской стороны, но и самой СММ и Секретариата ОБСЕ. Это действительно необходимая и важная вещь. Необходимо лишь, чтобы Россия прекратила его блокировать. Бюджет на эти патрульные базы есть – они сразу смогут открыться, как только российская сторона предоставит соответствующие гарантии безопасности», –объяснил Цымбалюк.

Что касается самого мандата Миссии, то он остался неизменным: в том же варианте, который был принят 21 марта 2014 году после того, как правительство Украины обратилось к ОБСЕ с просьбой ввести эту Миссию сразу после начала агрессии РФ в Крыму.

И распространяется он «на всю территорию Украины в пределах ее международно признанных границ». А значит — включая Крым. О последнем не забыли напомнить после принятого 31 марта решения как в Шведском председательстве в ОБСЕ, так и страны-члены.

«Текст мандата остается таким, как и был. И один из главных моментов для нас — это то, что мандат СММ распространяется на всю территорию Украины. И все наши партнеры, которые выступали с интерпретирующими заявлениями — ЕС, Великобритания, США, Канада, – четко заявили, что мандат СММ распространяется на всю территорию Украины, включая Крым, – заявил глава украинской миссии в ОБСЕ. – Да, пока СММ не допускают для мониторинга ситуации во временно оккупированном Крыму и городе Севастополь, но мы продолжаем вместе с партнерами политическое давление на РФ и постоянно предлагаем начать практику дистанционного мониторинга, как это уже начала применять ООН относительно мониторинга прав человека в Крыму. То, что вопрос оккупированного Крыма будет оставаться на повестке дня ОБСЕ, – неизбежно, какие бы попытки ни предпринимала РФ».

Василий Короткий, Вена

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.