19 мaя в Рeйкьявикe прoйдeт министeрскoe зaсeдaниe Aрктичeскoгo сoвeтa, финaльнoe для двуxлeтнeгo прeдсeдaтeльствa Ислaндии. Нa слeдующиe двa гoдa прeдсeдaтeльствo пeрeйдeт к Рoссии. Oжидaeтся oчнoe учaстиe дeлeгaций члeнoв Aрктичeскoгo сoвeтa (Дaнии, Ислaндии, Кaнaды, Нoрвeгии, Рoссии, СШA, Финляндии и Швeции) и удaлeннoe — стрaн-нaблюдaтeлeй (сeйчaс этo 13 гoсудaрств, включaя Китaй). В xoдe встрeчи вoзмoжнa кoммуникaция гoссeкрeтaря СШA Энтoни Блинкeнa и министрa инoстрaнныx дeл Рoссии Сeргeя Лaврoвa. Гoтoвнoсть к этoй встрeчe заявлена с российской стороны, но пока не подтверждена с американской.
Россия весьма агрессивно готовилась к началу своего председательства. На май планировалось пышное проведение юбилейного Международного арктического саммита. Это ежегодный форум, проводимый в Санкт-Петербурге для продвижения российских экономических интересов в Арктике. В последний момент он был перенесен на год, формально — из-за ограничений пандемии. Но, вероятно, возникли проблемы международного участия ввиду довольно агрессивного поведения России. В марте и апреле она провела несколько громких военных учений в Арктике и предъявила новые претензии на шельф Северного Ледовитого океана, простирающиеся дальше Северного полюса до берегов Канады и Дании. Кроме того, вследствие военной агрессии России против Украины продолжилось блокирование некоторых арктических проектов, в которых заинтересована Россия, включая финансируемые из фондов Европейского Союза.
Усиление присутствия в Арктике для России — геополитический проект, целенаправленно реализуемый с начала 2000-х годов. В Арктике сосредоточены 30% мировых запасов газа, 13% — нефти, имеются большие запасы цветных и драгоценных металлов, редкоземельных элементов. В связи с тем, что повышение средней температуры в Арктике происходит в 2,5 раза быстрее, чем в среднем на планете, увеличиваются возможности добычи этих ресурсов. Быстрое сокращение ледового покрова открывает морские пути, связывающие Азию, Европу и Северную Америку значительно более короткими морскими маршрутами в сравнении с используемыми ныне.
Россия претендует на то, чтобы стать главной арктической державой. Береговая линия России в Арктике намного длиннее, чем у других стран. Острова Северного Ледовитого океана от Северного полюса в сторону Евразии принадлежат России. Большие острова Дании (Гренландия) и Канады (Элсмир) подходят ближе к Северному полюсу, чем принадлежащая России, но отдаленная от берега Земля Франца-Иосифа. Но все же акватория Северного Ледовитого океана смещена от Северного полюса в сторону российской части Евразии. Россия рассчитывает на повторение в Арктике эпохи великих географических открытий, в ходе которых (в отличие от позднего средневековья) она имеет шанс переиграть Запад. Неслучайно главный клуб российской элиты, руководимый президентом и министром обороны, это Российское географическое общество. Освоение Арктики — его главный приоритет.
Масштабы военной активности в Арктике пока не вернулись к уровню холодной войны. Но многолетний тренд формирования Россией арктической стратегии, восстановления советской военной инфраструктуры и строительства новой нашел ответ во встречном военном строительстве других стран. Три вида вооруженных сил США опубликовали в последний год свои арктические стратегии. Норвегия увеличила масштаб военных учений в Арктике, в том числе в рамках союзных отношений со США. Повышенное внимание к региону начали уделять другие страны НАТО.
Случись в годы холодной войны ядерная война, межконтинентальные баллистические ракеты и стратегические бомбардировщики летали бы преимущественно над Северным Ледовитым океаном и Норвежским морем (Россия с советских времен относит его Северному Ледовитому, большинство других стран — к Атлантическому океану, но в любом случае там доминируют флоты стран НАТО). Сейчас находящиеся на постоянном дежурстве ядерные силы РФ и США нацелены на мировой океан. Полетные задания ракет согласно боевому целеуказанию меняются быстро и это сложно проверить. Но тем не менее стратегия НАТО в отношении России носит название «разумное сдерживание», а не просто «сдерживание», и предусматривает кооперацию. Российское руководство подчеркнуто называет страны НАТО партнерами. Это позволяет считать, что холодная война с постоянным риском ядерной войны еще не вернулась.
В то же время вызывающие беспокойство Запада военные приготовления России в Арктике выходят за заявленные рамки защиты экономических интересов. В ходе масштабных учений, проведенных в марте, три атомные подводные лодки взломав лед всплыли в зоне, приближенной к Северному полюсу. Это не было выдающимся достижением военных технологий, как подавалось Россией. Подобные групповые всплытия атомные подводные лодки США совершали еще в годы холодной войны. Участвовавшие в учениях российские лодки относятся к устаревшему советскому проекту 667БДРМ. Но особенность в том, что это — ударные подводные лодки с баллистическими ракетами на борту. Они совершили маневр, демонстрирующий возможность нанесения ядерного удара с сокращенной дистанции.
В рамках тех же учений над Северным полюсом совершили пролет истребители МиГ-31БМ. Они были созданы в годы холодной войны для перехвата американских стратегических бомбардировщиков, в том числе над Северным Ледовитым океаном. Теперь в модернизированном виде они возвращаются на восстановленные и новые аэродромы в полярных широтах, включая Землю Франца-Иосифа.
Подобные военные приготовления трудно оправдать защитой шельфа и Северо-Восточного морского прохода, называемого Россией по советской традиции Северным морским путем (существует также Северо-Западный проход возле канадских островов, также постепенно освобождающийся ото льдов). Даже в перспективе десятилетий на Северный морской путь будет приходиться меньше 10% мирового морского трафика. Угроза ядерной войны для его защиты явно избыточна.
Действительно, у России и США разное понимание морского права. США не ратифицировали Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года и следуют конвенциональному морскому праву. США считают мировой океан, его моря и проливы свободными для плавания и признают только 12-мильную зону территориальных вод. Но и в ней они считают мирный проход свободным для всех судов. Конвенция же, которой придерживается Россия, позволяет ограничивать проход иностранных кораблей в территориальных водах и иметь эксклюзивную 200-мильную морскую экономическую зону с возможностью расширения если будет доказано, что континентальный шельф простирается дальше.
Именно эти права Россия активно использует в Арктике. В 2019 году она ввела для иностранных судов уведомительный характер прохода через Северный морской путь с обязательным принятием на борт российских лоцманов. С начала 2000-х Россия доказывает через предусмотренные Конвенцией механизмы, что дно Северного Ледовитого океана является продолжением российской части Евразии много дальше 200-мильной зоны. Представленные в апреле российские доказательства содержат новые претензии, простирающиеся дальше Северного полюса.
С другой стороны, вряд ли указанные российские претензии беспокоят США в практическом плане. Использование Северного морского пути остается ограниченным. В 1990-х и 2000-х годах оно находилось на уровне, сопоставимом с доставкой американскими судами грузов для СССР через арктическую зону в рамках программы ленд-лиз в годы Второй мировой войны. В 2010-х использование Северного морского пути значительно возросло за счет российских грузов. Но транзит остался пренебрежительно мал. Разработка Россией нефти и газа на полярном шельфе без западных технологий, доступ к которым ограничен санкциями, остается лишь теоретической возможностью.
Что действительно может вызывать практическую озабоченность США, так это Китай. В 2013 году он присоединился к Арктическому совету в качестве наблюдателя, претендуя на роль приполярного государства. В 2018 году Китай представил свою Арктическую стратегию, важным элементом которой является развитие Полярного шелкового пути, способного вобрать российский Северный морской путь. Китайские компании вошли в российскую перевалку сжиженного газа «Ямал СПГ». Даже если США могли позволить себе игнорировать российские угрожающие сигналы, Китай, способный использовать Россию в качестве инструмента своей глобальной политики, неизбежно будет восприниматься всерьез.
Ни одна из вовлеченных в проблемы Арктики стран не демонстрирует готовности менять свою стратегию. Председательство России в Арктическом совете не обещает быть для нее легким.
Алексей Ижак
заведующий отделом Национального института стратегических исследований (НИСИ)