После админтерреформы: особенности местных выборов-2020

Инфoрмируя o плaнax влaстeй пo измeнeнию грaниц рaйoнoв и OТГ, экспeрты прoaнaлизирoвaли ряд прeдoстeрeжeний пoлитикoв и экспeртoв oтнoситeльнo вoзмoжныx прoблeм при вoплoщeнии зaдумaннoгo. Рeчь шлa oб oшибкax, кoтoрыe якoбы дoпущeны при сoздaнии нeкoтoрыx рaйoнoв, o функциoнaлe будущиx рaйaдминистрaций и рaйoнныx сoвeтoв — с тeм чтoбы избeжaть дублирoвaния ими функций OТГ и oблaстнoй влaсти. A eщe — o сoмнeнияx в нeoбxoдимoсти сoxрaнeния рaйoннoгo звeнa как такового. Впрочем, как отмечалось, с реформированием может быть связана и ряд других рисков и вопросов. Один из них: не добавят ли изменения админтерустройства проблем, рассогласованности и «запрограммированных» кем-то результатов на местных выборах?

Выборы по-новому… И с «новыми» проблемами?

Местные выборы 25 октября 2020 года должны состояться на новой территориальной основе на уровне громад и районов. Именно этим объясняют нынешнее ускорение админтерреформы. Задача — уже в июне-июле утвердить в парламенте границы новых районов и ОТГ и позже к осени принять изменения в избирательное, «самоуправляемое», бюджетное и налоговое законодательство. С тем, чтобы ЦИК начала готовить «исторические» гонки.

С такой логикой власти согласно и большинство экспертов. Сейчас — самое время для кардинальных перемен. Растягивать начатую в 2014 году реформу децентрализации в этой части еще на 5 лет, пока некоторые громады будут жить по «новым», а другие — по «старым» правилам, недопустимо. Хотя важной задачи — внесения соответствующих изменений в Конституцию — страна до сих пор не выполнила. О чем мы также писали. Поэтому этой осенью, среди прочего, придется выбирать и районные советы, функционал которых в парадигме реформы пока не определен, и которые просуществуют, очевидно, не более двух лет — до утверждения упомянутых уже конституционных изменений. И это проблема. Государству придется тратиться и на выборы, и на содержание «временных» советов. Но это не единственная и, видимо, не главная проблема (даже если вынести за скобки самую глобальную — вопрос голосования на временно оккупированных Россией территориях). Причем, некоторые угрозы эксперты связывают, как ни странно, именно с планами нового районирования…

1. Районы «на заказ». В связи с приближением местных выборов в активный лексикон политических экспертов (а за ними — и журналистов) входит малознакомое слово «джерримендеринґ» (апробированный в США метод образования избирательных округов, который дает преимущество определенной партии или группе). «К сожалению, в некоторых областях например, в Сумской и Полтавской (при укрупнении районов и формировании новых ОТГ. — Ред.) избежать этого не удалось, — констатировал в ходе дискуссии в рамках избирательного марафона ОПОРЫ экс-руководитель регионального офиса Программы «U-LEAD с Европой» Александр Хоруженко. — А это существенно будет мешать и реформе, и нормальному функционированию местного самоуправления, так как громады созданы под определенные группы избирателей. Когда партия или финансово-промышленная, бизнес-группа видит, что не может получить власть в большом городе, — формирует громаду вокруг города, лоббируя ее всеми возможными инструментами. Поэтому проекты перспективных планов, которые подавались на рассмотрение правительства, не вполне соответствовали желаниям местного самоуправления и местных жителей. Точно речь идет о 6-7 таких громадах в Украине».

Очевидно, исправить это до выборов уже не удастся. Поэтому внимание власти и общества к таким «проблемным точкам» на избирательной карте должно быть повышенным. Задача — минимизировать риски. По крайней мере, не допустить к власти людей, которые по сути являются идеологическими противниками самой реформы.

2. Операция «партизация». Один из вопросов, который должны решить парламентарии до начала избирательного процесса — принятие Закона «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно совершенствования избирательного законодательства». 4 июня документ утвердили в первом чтении. И часть политикума и экспертной среды восприняла это в штыки. Люди категорически против одного из предложенных нововведений — так называемой «тотальной партизации» местных советов (применение пропорциональной (партийной) системы выборов депутатов в громадах, имеющих 15 тысяч избирателей и более, вместо действующей нормы в 90 тысяч и более избирателей). Некоторые считают, что такие изменения вносятся исключительно в интересах крупных партий, имеющих разветвленную структуру, или «искусственных» политсил, которые рассчитывают на успех благодаря популярности своих лидеров. Зато права местных политических сил и отдельных граждан нивелируются. Люди не смогут баллотироваться в депутаты со своим видением развития громад. В Ассоциации городов Украины видят в «партизации» ряд очевидных рисков:

больший процент искажения результатов волеизъявления граждан из-за сложной системы подсчета голосов;
снижение личной ответственности депутата, избранного по списку, поскольку его деятельность должна «вписываться» в политику партии;
заложение потенциального внутреннего конфликта между депутатами по партийному признаку, который может привести к недееспособности представительного органа.

Также в АГУ предупреждают о существенном росте расходов местных бюджетов на организацию и проведение выборов в «коронавирусных» условиях сделает местные сметы фактически несостоятельными.

Во время избирательного марафона ОПОРЫ председатель подкомитета по вопросам административно-территориального устройства Комитета ВР по вопросам организации государственной власти, местного самоуправления, регионального развития и градостроительства Виталий Безгин пообещал при подготовке документа ко второму чтению инициировать повышение «партпорога» с 15 до 35 тысяч избирателей. Чтобы пропорциональной системой пользовались только в городах и в ОТГ, созданных вокруг городов. Поскольку самая большая сельская громада в Украине объединяет 34 тысячи человек. Задача — учитывать на местном уровне интересы не больших политсил, а местных групп, общественных деятелей, среды, а порой — и предприятий, которые будут выдвигать кандидатов от трудовых коллективов.

3. (Не) избрание сельских старост. Выборы близко. А законодательство, необходимое для формирования низкого уровня представительствами, не обновлено. Параллельно с проектом постановления о создании новых районов правительство поддержало и законопроект, который, среди прочего, будет регулировать этот вопрос. В Министерстве развития громад и территорий говорят о нескольких возможных вариантах:

Для того, чтобы выбирать старост, надо создать старостинские округа. По завершении реформы создавать их будет нецелесообразно. Хотя в действующих ОТГ, где такие округа сформированы, новых старост могут выбирать по «старым» правилам.

Выбирать старост во всех селах, поселках, городах районного значения, которые влились в громаду и не стали ее центрами. Для этого необходимо на законодательном уровне «автоматически» признать их «старостинскими округами».

Продолжить выполнение обязанностей старост сельскими и поселковыми головами до момента образования новых советов, утверждение старостинских округов и назначение выборов старост.
Дать громадам право самим решать, сколько нужно старост, старостинских округов, и каким образом избирать представителей.

«То есть, вопрос еще не закрыт. Его будут обсуждать в процессе принятия решений по выборам. По результатам консультаций и изучения общественного мнения об институте старост. При этом важно понять, насколько в тех громадах, где этот институт уже есть, он себя оправдал», — отметил замминистра развития громад и территорий Вячеслав Негода.

Владислав Обух, Киев

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.