Поджечь Молдову: что стоит за противостоянием новоизбранного президента и парламентского большинства

 

Спустя нeскoлькo нeдeль пoслe прeзидeнтскиx выбoрoв Мoлдoвa внoвь oкaзaлaсь нa грaни сeрьeзнoгo пoлитичeскoгo кризисa. Дeйствия пaрлaмeнтскoгo бoльшинствa пoкaзaли, чтo Игoрь Дoдoн и eгo oкружeниe нe сoбирaются бeз сoпрoтивлeния сдaвaть свoи пoзиции нoвoизбрaннoму глaвe гoсудaрствa Мaйe Сaнду. Oтвeтoм нa принятиe рядa зaкoнoв, в тoм числe зaкoнa, вывoдящeгo из-пoд чaстичнoгo кoнтрoля прeзидeнтa Службу инфoрмaции и бeзoпaснoсти (СИБ), стaли мнoгoтысячный митинг стoрoнникoв Сaнду и негативная реакция западных партнеров Молдовы.

Напомним, что до конца 2016 года существовал порядок, согласно которому президент имел право подавать кандидатуру директора СИБ на рассмотрение парламента. Он также мог поставить вопрос о снятии его с должности (такое же право имела и треть парламентариев). В декабре 2016-го, вскоре после избрания президентом Игоря Додона, правившая тогда Демократическая партия отняла у президента это право и предоставила его парламенту. После создания «странной коалиции» между социалистами (ПСРМ) и проевропейским блоком ACUM в июне прошлого года эти полномочия главе государства были возвращены.

И вот теперь Игорь Додон решил повторить с Майей Санду то, что в отношении к нему в свое время сделала Демократическая партия и ее лидер Влад Плахотнюк. Более того, вопреки решению Конституционного суда, приостановившего действие этого закона, он поставил под ним свою подпись.

Впрочем, и другие законодательные акты, одобренные парламентом в авральном порядке, носят столь же провокационный характер. Из 14 законопроектов, кроме закона о передаче контроля над СИБ парламенту, особого внимания заслуживают четыре.

Во-первых, в первом чтении принят законопроект социалистов, отменяющий запрет на ретрансляцию в Молдове российских аналитических и новостных программ. Поправки к Кодексу о телевидении и радиовещании, запрещающие молдовским операторам ретранслировать новости, информационно-аналитические и военные программы стран, не ратифицировавших Европейскую конвенцию о трансграничном телевидении, были приняты с подачи Демпартии еще в конце 2017 года. Тогда Додон дважды отказался подписать этот закон, после чего решением Конституционного суда был временно отстранен от должности, а за него подпись в статусе и.о. президента поставил спикер парламента Андриан Канду. Здесь вполне уместен вопрос: что мешало социалистам отменить этот закон раньше, до избрания Майи Санду, тем более что еще летом с инициативой отмены выступили нынешние партнеры социалистов из партии «Шор»?

Во-вторых, в первом чтении принят закон, расширяющий права Гагаузской автономии. Согласно ему изменения в закон о юридическом статусе автономии парламент может вносить только после получения согласия Народного собрания Гагаузии. Опять же, социалисты давно обещали принять пакет «гагаузских» законов, но начали только сейчас. Суть этих актов — «вернуть» Гагаузии статус автономии, поскольку за последние годы права региона были существенно урезаны и сведены практически к полномочиям обычного района. Напомним, что во втором туре президентских выборов в Гагаузии Игоря Додона поддержали 95% местных жителей. И принятие «гагаузского» закона выглядит одновременно и как благодарность за поддержку, и как «мина» под Санду и будущее правительство.

В-третьих, прошел первое чтение и закон о статусе русского языка, дающий право обращаться в государственные и другие учреждения и получать от них ответы на государственном молдовском (румынском) или русском языке в зависимости от того, на каком из них было обращение. Закон, явно направленный на вбивание клина между румыноязычным и русскоязычным населением. Среди последних было немало тех, кто поддержал Санду. Кому доводилось побывать в Молдове, могут подтвердить, что вряд ли можно говорить о притеснении там русского языка. На нем выходят газеты и телевизионные передачи, издается «Официальный монитор», где публикуются нормативные акты. В конце концов, русского языка много в быту. Однако социалистам срочно понадобилось внести коррективы в существующую практику.

В-четвертых, парламент отменил закон 2018 года, предусматривавший продажу посольству США в Молдове земельного участка под бывшим Республиканским стадионом в Кишиневе, и вернул этот участок в государственную собственность. На месте развалин стадиона должны были построить новое здание посольства. Американская сторона уже заявила, что этот шаг «нарушает обязательное двустороннее соглашение, нарушает международное право и негативно влияет на отношения США и Молдовы».

Вся эта бурная законотворческая деятельность оказалась возможна благодаря созданию де-факто новой коалиции во главе с социалистами. Союзником ПСРМ стала партия «Шор», лидер которой — бизнесмен Илан Шор, был осужден за причастность к хищению из банковской системы Молдовы суммы, эквивалентной миллиарду долларов. В настоящее время он находится в Израиле, в то время как суд рассматривает апелляцию по его делу. Примечательно, что еще недавно социалисты гневно отрицали возможность коалиции с «Шор» и требовали наказать участников «кражи миллиарда».

Третьим участником коалиции является платформа «За Молдову», в которую входят независимые депутаты — перебежчики из других фракций. Вся эта политически пестрая группа в совокупности насчитывает 51 мандат, что является «критическим большинством» (в парламенте 101 депутат). В обмен на союз «Шор» и «За Молдову» уже получили от социалистов посты глав трех депутатских комиссий.

Законодательные инициативы социалистов вызвали протест не только со стороны оппозиции. Посол Европейского Союза в Молдове Петер Михалко весьма прозрачно намекнул, что страна может остаться без внешнего финансирования, если пойдет по пути сворачивания реформ.

«Сегодня мы видим те же одиозные фигуры из прошлого, которые делают политическую и экономическую игру. Видим, как реформы, осуществленные с таким трудом в последние четыре-пять лет, например в банковском секторе, рискуют оказаться выброшенными на свалку. Конечно, мы будем продолжать реагировать всякий раз, как увидим отклонения или негативные тенденции. Будем продолжать политику, основанную на строгом выполнении обязательств, и использовать имеющиеся рычаги в диалоге», — заявил он.

После всего произошедшего сложно не согласиться со словами Майи Санду о том, что «Додон пытается поджечь страну». Учитывая, что инаугурация Санду состоится 24 декабря, до того времени социалисты и их союзники могут принять еще много «поджигательных» законов. И Игорь Додон их, скорее всего, подпишет. Вряд ли стоило ожидать, что проигравший сдастся без боя, рискуя потерять все — влияние, бизнес-схемы, покровительство России. Правда, порой возникает ощущение, что он делает все для того, чтобы в случае чего у него не было выбора, в каком направлении покидать Молдову.

Майя Санду выступает за отставку правительства, роспуск парламента и досрочные выборы. Но правовых оснований для этого пока недостаточно. По Конституции президент имеет право распустить парламент в двух случаях: если в течение трех месяцев невозможно формирование правительства или блокируется принятие законов и если парламент не выразил вотум доверия правительству в 45-дневный срок после внесения предложения и только после отклонения предложения не менее двух раз.

Есть еще один вариант, более сложный — договариваться с оппонентами. В принципе и сам Игорь Додон не против досрочных выборов. В отличие от той же Демократической партии, у социалистов есть шанс пройти в парламент. Но он хочет, чтобы выборы прошли следующей осенью, делая ставку на разочарование избирателей.

В таких условиях от Санду сейчас требуются стойкость и политический талант, чтобы довести дело до конца. Без перезагрузки власти ее политическое будущее окажется под угрозой, а с ним и надежды на возобновление полноценного украино-молдовского диалога.

Артем Филипенко
политический эксперт, заведующий отделом исследований Придунайско-Черноморского региона Национального института стратегических исслед

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.