Почему торговое соглашение между Лондоном и Брюсселем не завершило эпопею Брекзита

 

Брeкзит oстaлся в прoшлoм, этa стрaницa истoрии пeрeвeрнутa рaз и нaвсeгдa? Ничуть. В нынeшнeм гoду этa прoблeмa будeт для Вeликoбритaнии, дa и для Eврoпeйскoгo Сoюзa oстрee, чeм в минувшeм, кoгдa внимaниe нa сeбя пeрeтянулa пaндeмия COVID-19. Сoглaшeниe, зaключeннoe пoд зaнaвeс 2020-гo, пo нeдoбрoй трaдиции нe oкoнчaтeльнoe и трeбуeт дaльнeйшeй дoрaбoтки, зa eгo скoбкaми oстaлись сущeствeнныe вoпрoсы, спoсoбныe пoдoрвaть шaткий кoмпрoмисс мeжду Лoндoнoм и Брюссeлeм. A уж в сaмoй Бритaнии — и в oбщeствe, и в политическом классе — согласия по этому документу (как, впрочем, и по всем предыдущим) ждать вовсе не приходится.

И проблема не только в последнем соглашении, да и не во всем комплексе документов — и уже подписанных Британией и Евросоюзом и тех, что будут подписаны в будущем. Главная проблема — отсутствие четкого понимания новых реалий по обе стороны Ла-Манша и готовности договариваться именно на их основе.

Прежде всего ошибочным был подход ЕС к соглашению с Лондоном с позиции обычной брюссельской «бюрократической политики». Да, это привычный подход. Да, громоздкая машина управления, которая должна учитывать интересы 27 государств, даже в такой модели испытывает естественные трудности. Но одно дело, когда набор формальных критериев и подход «вот вам комплект требований, выполняйте или проваливайте» применяется к кандидату в члены — это оправдано тем, что без масштабной адаптации норм и подходов новый участник объединения просто подорвет его единство изнутри. Но придерживаться того же принципа в отношении уходящего члена ЕС, страны, адаптированной к взаимодействию с правовым полем и управленческими механизмами Евросоюза лучше, чем большинство его членов — явный перебор.

Британия нужна Европейскому Союзу не меньше, чем ЕС — Лондону. Для последнего сохранение тесных связей означает сохранение статуса в мире и смягчение кризиса, связанного с Брекзитом. Но и для Евросоюза эта связь означает сохранение места в мировой политике и устойчивости в экономике. Речь идет не об очередной восточноевропейской стране, которую придется годами «откармливать», чтобы подтянуть к среднему уровню объединения. Британия — одна из крупнейших экономик мира. О ее силе и стойкости говорят не только сухие цифры ВВП и внешнеторгового оборота — куда важнее то, что даже болезненный выход из ЕС и масштабные потери от пандемии не стоили ей места в списке мировых лидеров. А еще Великобритания — ядерная держава, постоянный член СБ ООН, лидер огромного Содружества (хотя далеко не со всеми бывшими колониями у Лондона дружба и полное согласие). У ЕС подобных ресурсов очень мало, и точно не стоит рисковать их потерей из-за отсутствия политической гибкости.

Брекзит для Евросоюза остается важнейшим тестом на готовность выступать самостоятельным игроком в мировой политике — а для этого нужно не только неуклонно следовать собственным принципам, но и быть готовым пересматривать их там, где этого требует ситуация, изменять, ставя во главу угла результат. Пока тест провален: ЕС демонстрирует минимальную гибкость и высокую инертность в работе над соглашениями с Лондоном. Нынешний год станет решающим просто потому, что дальше тянуть уже не получается: очевидно, что если «особые отношения» не будут окончательно оформлены в ближайшие месяцы, Лондон вынужден будет строить отношения с ЕС на платформе обычного добрососедства, без особых привилегий и доверия. Дальше неопределенность грозит системным кризисом и в экономике, и в политике. Пока на уступки шел преимущественно Лондон, и возможности для новых у него практически не осталось. Очередь за Брюсселем: отойти от формального следования правилам, пойти на политические компромиссы, сделать уступки Лондону (да, пока беспрецедентные, но необходимые) или потерять Британию.

Ближайшие угрозы для Британии — более приземленные, но не менее масштабные и опасные.

Во-первых, не остановлено разрушение экономического союза между ЕС и Великобританией. Да, некоторые его элементы демонтируются умышленно, как в случае с регулированием определенных параметров британского бюджета (именно «брюссельское управление» британскими деньгами было одной из «красных тряпок» для сторонников Брекзита). Фактически новый документ является углубленным соглашением о торговле, а значит, не будет не только общей экономической политики (что естественно, ведь Британия покидает объединение), но и обязательного согласования общих подходов в этой сфере.

Да, остаются принципы и стандарты ЕС (многие их них и далее будут действовать в Британии), но это касается лишь уже существующего массива норм. Проблема возникает с новыми — ведь в современном мире фундаментальные изменения случаются часто, взять хотя бы онлайн-торговлю. Как раз в этих новых сферах, занимающих все большую долю мировой экономики, расхождения будут накапливаться и углубляться. Во многом способность Лондона и Брюсселя решать такие вопросы зависит от того, как будет функционировать Совет сотрудничества (главный политический институт двустороннего взаимодействия) и отраслевые спецкомиссии. Именно в нынешнем году станет ясно, могут ли эти инструменты быть эффективными и реагировать на новые вызовы, или же созданный механизм похоронит надежды на успешное экономическое сотрудничество под ворохом бесконечных споров и согласований.

Во-вторых, продолжается углубление раскола между центром и регионами. К концу прошлого года воплощением этого кризиса стали проблемы лейбористов. Партию не первый год лихорадит, и основные ее проблемы связаны сейчас с неспособностью найти свое место в Брекзите. Лейбористы против выхода из ЕС, но уважая демократический централизм патриотично поддерживают его «для демонстрации единства нации»; они за сохранение общего рынка, но голосуют за демонтаж его составляющих, чтобы достичь хоть какого-то соглашения с Брюсселем. Не удивительно, что партия разваливается, внутри нее уже действуют фракции, отличные во взглядах друг от друга больше, чем от других политических партий страны. Уход Джереми Корбина ничего не исправил: новый лидер Кир Стармер тоже не может навести мосты между однопартийцами.

И все это было бы проблемой одной отдельно взятой партии, если бы лейбористы не были своеобразной связующей нитью для разных частей Британии. Лейбористская партия однозначно выступает за сохранение единства Великобритании, а ее популярность в Шотландии и в Уэльсе позволяла эту идею успешно продвигать в регионах. Изначально проевропейская позиция лейбористов лишь усиливала их привлекательность для избирателей. Но отсутствие последовательности в вопросе Брекзита привело к перетеканию электората к региональным партиям — также проевропейским, но стоящим на позициях широкой автономии, если не независимости. Консерваторы стали для всех воплощением Брекзита (который в регионах изначально не пользовался поддержкой), а другие общенациональные партии слишком слабы, чтобы поддерживать единый политический дискурс в обществе. Лондонские политики и жители регионов, чем дальше, тем больше говорят на разных языках, и отсутствие взаимопонимания прямо угрожает единству. Да, и в этом году нового референдума о независимости — ни в Шотландии, ни где-либо еще — не будет. Но без укрепления политической и общественной ткани Британии борьба регионов за самостоятельность будет лишь усиливаться. Восстановление порядком истончившегося единства — еще одна задача нынешнего года.

Наконец, в-третьих, самым очевидным минусом Брекзита на сегодня является разрушение единого пространства ЕС и Британии для обычных людей. Новое соглашение уже определило необходимость рабочих виз для британцев, работающих в странах Евросоюза, аналогичные меры примет британская сторона. Существенно осложнится доступ к образовательным проектам, предоставление медицинских и социальных услуг. Это удар не только по британцам, но и по имиджу Евросоюза как проводника прав человека и защитника интересов простых граждан. Разочарование жителей по обе стороны пролива очевидно уже сейчас, и оно будет только нарастать по мере того, как все большее число людей столкнется с новыми ограничениями. Кредит доверия политикам в этом вопросе невелик, и в нынешнем году пересмотр решений, коснувшихся интересов людей, должен стать одним из приоритетов продолжающегося Брекзита.

Виктор Константинов,

доцент института международных отношений КНУ имени Тараса Шевченко

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.