Отберет ли Зеленский столицу?

Пoслeдний мeсяц углубил eщe oдин рaзлoм в пoлитичeскoй пoвeсткe пo линии Бaнкoвaя—Кличкo. Oчeвиднo, чтo в зoнe пoтeнциaльнoгo пoлитичeскoгo кoнфликтa и Зeлeнский, и Кличкo думaют o прeдстoящиx прeзидeнтскиx выбoрax — рaнo или пoзднo прoизoйдeт рaзрушитeльнoe зeмлeтрясeниe. Причeм уцeлeeт oдин.

Имeя нa рукax всe влaстныe инструмeнты (пaрлaмeнт, прaвитeльствo, силoвики) Зeлeнский изнaчaльнo зaнимaeт бoлee удoбную нaступaтeльную пoзицию. Кличкo oкoпaлся в глуxoй oбoрoнe, нo пoслeдниe зaявлeния в aдрeс влaсти пoдтвeрждaют жeлaниe мэрa Киeвa пeрeйти в нaступлeниe. Нa пикe трeтьeй вoлны кoвидa, Кличкo oбвинил влaсть в oткaзe ввoдить нaциoнaльный лoкдaун. Нaдaвив нa сaмoe бoльнoe мeстo в гoсудaрствeннoм oргaнизмe, кoтoрoe Бaнкoвaя пaничeски публичнo oбxoдит.

Нe удивитeльнo, чтo мэр стoлицы тут жe пoлучил oтвeтку: ручнoй прeмьeр Шмыгaль пoмaxaл пeрeд Кличкo флагом главы КГГА, оперативно выданном ему на Банковой. Кличко, недолго думая, подготовил проект решения Киеврады (заседание состоится после 10 мая) о формировании нового исполкома под Киеврадой и мэром.

Таким образом обе стороны продемонстрировали мускулы, толщина которых в Конституции не обозначена. Тем не менее прогнозировать чем закончится это противостоянии — работа неблагодарная. В ее основе помимо политики лежит еще и экономика. Точнее — финансовые потоки столицы. И здесь Палатный (Кличко) и Комарницкий (Банковая) очень неплохо ладят. Теневой офис работает как часы.

Однако приближающиеся выборы обещают его неизбежные поломки, делая Кличко все более скупым, а Банковую — все более решительной в желании подорвать финансовые ресурсы мера столицы.

Вынужденное партнерство

Первая попытка радикально подвинуть Кличко была предпринята в период, когда ОПУ возглавлял Андрей Богдан. Боевой наезд на мэра столицы тогда был доведен до крайней точки: правительство получило на согласование представление Банковой на увольнение Кличко. Основным претендентом на пост нового главы КГГА, которого после должен был назначить президент, стал нардеп, экс-генеральный продюсер «плюсов» Александр Ткаченко. А инструментом — силовики, обратившие пристальное внимание на окружение Кличко. Тогда был задержан первый зам мэра Николай Поворозник и зашуршали листами уголовных дела в кабинетах следователи СБУ и Офиса генпрокурора. В дальних ящиках их столов было достаточно материалов, касающихся бизнес-проектов на тот момент правой руки Кличко Вадима Столара.

Однако все закончилось так же неожиданно быстро, как и началось. Внутренняя и внешняя политическая конъюнктура сработала на Кличко. Начиная от отеческой поддержки адвоката президента Трампа Руди Джулиани, которого Кличко попросил «защитить демократию в Украине», и заканчивая зашатавшимся креслом под самим главой ОПУ. Дискомфорт Зеленского от постоянного нависания над ним Богдана достиг предела к декабрю, когда президент и подписал заявление об отставке. В то время как новоявленный глава офиса Ермак уже расписывал совсем другие документы. К Кличко вместо Столара был приставлен выходец из команды Черновецкого — Денис Комарницкий. Близкий к одиозному «слуге народа» Николаю Тищенко, куму Андрея Ермака.

Благодаря Ермаку лично Кличко избавился от пристального внимания силовиков. За что после местных выборов в достаточно категоричной форме получил от Ермака предъяву: или мой секретарь Киеврады (в случае отсутствия мэра ведет заседания Киеврады и подписывает ее решения), или ты — не глава столичной администрации. О чем мы тогда подробно написали в материале «Киевский поход Ермака».

Тем не менее Ермаку пришлось умерить аппетиты. Кличко, чья громкая победа на выборах была еще слишком свежа, настоял на своем секретаре Владимире Бондаренко. Однако отдал Банковой портфель первого зама и основные хлебные комиссии Киеврады. Плюс — гарантировал продолжение сотрудничества в столице, где потоки пошли хоть и по разным каналам и карманам, однако в рамках одной отстроенной бизнес-схемы.

Здесь важно помнить, что вступив в союз с Банковой, Кличко не очень хорошо обошелся с бывшим партнером — экс-президентом Петром Порошенко. Фракция ЕС, взявшая большинство мандатов, не откусила ни одного куска от общего пирога и ушла в оппозицию. Людей Порошенко сняли с потоков, куда вместо них зашли люди Кличко: Артур Палатный (кассир Кличко), Михаил Ищенко, Николай Поворозник, Валентин Мондриевский и пр. Однако основной теневой офис, где распределялись потоки, находился под контролем Банковой, через Тищенко коммуницировавшей с Комарницким. Так выстраивался баланс общего экономического базиса.

Но чем ближе президентские выборы, тем подвижнее настройка. Ковид сорвал предохранитель и мэр Киева ударил первым. Жестким карантином в столице и требованием к центральной власти ввести общенациональный локдаун Кличко единственный из мэров проявил адекватную ситуации позицию. Однако проиграл. Спровоцировав не только преждевременную волну негатива со стороны Банковой, вылившуюся в заявление Шмыгаля о возможном назначении главы КГГА, но и вызвав недовольство киевлян. Как фиксируют некоторые закрытые социологические замеры, рейтинг Кличко за недели карантина съехал с 53 выборных процентов до 40.

Плюс ударом по имиджу оказалось молчание мэров. Которые не поддержали своего лидера и по сути сыграли на стороне Зеленского. Кличко не стал продолжать наступление, понимая насколько неравны силы. А его первый невнятный комментарий о том, что «премьер ценит Киев за жесткость позиции, а все, что говорит публично, не соответствует действительности», — оказался откровенно слабым.

Параллельно разворачивающемуся противостоянию Кличко и Банковой возникла тень «отца Петра Алексеевича». Здесь интересно.

Ряд наших источников утверждают, что Кличко в поисках союзников вернулся к предметному диалогу с Порошенко. О чем по меньшей мере свидетельствуют заложенные Киеврадой в последних изменениях в бюджет средства на LED-освещение, где присутствует интерес партнера Порошенко Игоря Кононенко. Стратегически Кличко может быть использован Порошенко как таран, которым он будет прокладывать себе дорогу во власть. Как это уже произошло в 2014 году.

Зачистка претендентов

Зеленский же, по утверждению наших источников в ОПУ, своих конкурентов намерен «жечь напалмом». И Кличко — первый. Вопрос ведь не только в том, что Киев должен быть дойной коровой, он не должен родить альтернативу. А Кличко как раз и является фигурой возможного альтернативного объединения всех недовольных Зе!президентом. От политики, бизнеса и дальнего зарубежья. У ряда американцев есть виды на Кличко. Таких, как Кличко, по мнению Банковой, нужно «убивать» в зародыше.

Поэтому то, что происходит сейчас со столицей, это не козни Ермака, Шефира или «лысого» из «95-го квартала», это — решение Зеленского.

За два года президентства Зеленский почувствовал не только вкус власти, а с включением инструмента СНБО и ее силу. Переформатирование месседжа вроде «не все успел сделать, и только я могу» — не проблема. Поэтому меч самодержца в любой момент может быть применен в Киеве. Как с Тупицким, Коболевым и Ко. Почему, спрашивается, до визита госсекретаря Энтони Блинкена в Украину Зе! может незаконно убрать Коболева с НАК «Нафтогаз», а Кличко после — нет?

И если президент назначит нового главу столичной администрации, то станет понятна его стратегия на ближайшие три года. Судьба Кличко в Киеве — лакмус решения Зеленского идти на второй срок.

Список претендентов на пост главы КГГА уже составлен. Пожалуй, первым из ставшей нам известной «четверки», стоит назвать нынешнего министра развития территорий Алексея Чернышова. Уточним, что Чернышов — близок с партнером и другом Коломойского Тимуром Миндичем. Который в свою очередь дружен с главой ОПУ Ермаком. И так бывает, сыновья ж за отцов не отвечают…

В силу этого обстоятельства персона Чернышова может «выстрелить» не только в качестве кандидата на пост возможного главы КГГА, а и получить портфель посолиднее.

Как уточняет наш источник в ОПУ, Миндич уже более полугода через Ермака сватает Чернышова в премьеры. И как бы ни иронизировали на счет Чернышова некоторые наши источники, его серость — абсолютно в контексте стратегии Зеленского. Цель Зе! — сменить картинку («никакого» Шмыгаля на такого же Чернышова), но никак не качество управления государством. Любой, даже самый неопытный президент, всегда догадывается, что из хорошего премьера может вырасти президент.

Второй кандидат — бывший генеральный продюсер «плюсов», нынешний министр культуры Александр Ткаченко.

Он всегда был не прочь возглавить столицу. Причем неважно, в каком качестве — мэра или главы КГГА. Поначалу это была именно его с Богданом комбинация. Но дружба и партнерство разбились о нерешительность Богдана, которому не хватило времени и ресурсов на решение вопроса Кличко. Теперь Ткаченко с ним не разговаривает. Что также является достоинством его кандидатуры в глазах Зеленского. Но пойдет ли сейчас Ткаченко в случае чего на такой культурный обмен — большой вопрос.

Алексей Кулеба — нынешний первый зам Кличко, у которого сложились с мэром достаточно приятные взаимоотношения.

Однако Кулеба — стопроцентный человек Ермака, который сел на столичное благоустройство сразу после заключения сделки Кличко с Ермаком в 2019 году. Его называют одним из самых реальных кандидатов для реализации радикальной идеи Зеленского в Киеве.

И, наконец, экс-кандидат в мэры Киева от «слуг» Ирина Верещук — тоже в обойме. Правда единственный для нее шанс где-нибудь приземлиться на своем зонтике заключается в гендерном факторе. И здесь — сухой пиар-расчет. Бой между Кличко и тем же Ткаченко — визуально смешон. А вот между Кличко и хрупкой женщиной — отнюдь. Здесь Кличко проигрывает безальтернативно и по очкам. Визуальное превосходство Кличко рядом с женщиной-соперницей легко превращается в недостаток. У нас же балом правят эмоции.

Однако кто бы в итоге ни прошел окончательный кастинг, вся история с подобным назначением лежит вне конституционного поля. Согласно статье ст. 118 Конституции Украины и решению КСУ № 21-рп/2003 от 25.12.2003 ее разъясняющего, главой КГГА может быть только всенародно избранный мэр, он же — глава Киеврады. Что, конечно, не помешало в 2010 году команде пришедшего к власти Януковича внести изменения в закон о столице и назначить главой столичной администрации Александра Попова. Последний правил Киевом при живом и всенародно-избранном мэре Черновецком практически всю каденцию Януковича.

Но здесь важно напомнить, что основным аргументом, позволившим Януковичу легитимизировать свое решение в глазах граждан, была антикоррупционная кампания силовиков и команды Попова, начавших активное разоблачение деяний Черновецкого. Конституция — ничто, справедливость — все. Власть показательно возвращала в коммунальную собственность города украденные Черновецким активы. Что она с ними делала потом — тема не этого материала. Однако точно повод бояться для Кличко. Если Зеленский все-таки решится на эту авантюру, уголовные дела в отношении Кличко и его окружения вытеснят все доводы Виталия Владимировича о нарушении демократии в столице Украины. А силовики, конечно, найдут способ не выйти на след самой власти, партнерствующей с Кличко.

На этом фоне оборона Кличко — больше блеф, чем реальный ответ. Подготовленное решение Киеврады о формировании исполкома под Киеврадой и мэром — нелегитимно и его тут же разобьют в любом суде, о чем юристы мэра столицы не могут не знать. Как, впрочем, и о том, что в арсенале Зеленского кроме указов, СНБО и Кабмина — еще целый парламент.

Вне закона

Казус Кличко заключается в том, что кампания власти против него ложится в контекст децентрализации, в основе которой — изменение системы государственного управления в стране. Мы прошли два этапа реформы, в результате которых в Украине появилось новое административно-территориальное устройство, а местные власти получили полномочия и финансы. Третий этап — включение механизма ответственности органов местного самоуправления. И Киев не исключение.

Вот-вот в зал парламента будет вынесен законопроект № 4298 о местных государственных администрациях (МГА), который узаконит институт префекта. В переходных положениях этого документа есть норма о том, что система государственного надзора в Киеве не может отличаться от общей системы государственного надзора. На повестке дня — закон о столице. В случае его принятия глава столичной администрации получит достаточно серьезные рычаги влияния на политику городской власти. Однако исполнительная власть вместе с 60-миллиардным бюджетом уйдет под Кличко и Киевраду.

В чем Банковая кровно не заинтересована. Поэтому, в случае назначения своего главы КГГА, чтобы продолжать удерживать Киев и его финансовый ресурс под своим контролем, она может сильно повременить с принятием закона про МГА. Или, в крайнем случае, подвесить закон о столице. Тем более что у власти есть для этого все аргументы. Ведь готового закона — нет.

Так, в результате недавней реорганизация профильного комитета ВР объединены три ранее раздробленных подкомитета по админтерустройству, местному самоуправлению и организации государственной власти. Однако в этой истории нам важна не столько фамилия нардепа Гурина, завалившего все направления главы подкомитета по местному самоуправлению, сколько то, что вместе с подкомитетом почил в бозе проголосованный в первом чтении законопроект о столице его авторства.

Комитет, по нашей информации, намерен его заслуженно провалить, а потом пройти всю процедуру с нуля с новым законом (точнее, вернуться к старому — авторства Ганущака). Как быстро? Будет решать Банковая. Закон о столице, как мы уже сказали, обрежет полномочия Кличко не только надзором со стороны префекта, но и жесткой нормой о создании районных рад, куда уйдут 2/3 из 60-миллиардного бюджета столицы. Однако даже такой удар Кличко мог бы выдержать. А вот если Зеленский пойдет по беспределу и назначит своего главу КГГА, отказав столице в новом законе, — не факт.

Инна Ведерникова, редактор отдела политики

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.