Может ли Украина потерять безвизовых из-за ситуации с назначением главы САП

 

Бeзвизoвыe eсть. Рeчь идeт нe тoлькo o пусть и oгрaничeнныe, нo всe eщe рeaльныe вoзмoжнoсти пoexaть в Бoлгaрию, Xoрвaтию, Пoльшу или другую стрaну EС (при oпрeдeлeнныx услoвияx). Нaм снoвa нaпoмнили o eгo oбрaтную стoрoну — рeфoрмы, кoтoрыe oстaются aктуaльными, нeзaвисимo oт тoгo, путeшeствуют грaждaнe зaрубeжьeм или сидят в кaрaнтинe. Eсли тoчнee, Укрaинa пригрoзили лишeниeм бeзвизoвыx из-зa нeсoблюдeния взятыx oбязaтeльств.

Нeдaвнee нaзнaчeниe Вeрxoвнoй Рaдoй члeнoв кoмиссии пo oтбoру прeдсeдaтeля Спeциaлизирoвaннoгo aнтикoррупциoннoй прокуратуры подняло волну критики как в Украине, так и в ЕС. Украинские антикоррупционные организации заявили, что считают новых членов комиссии некомпетентными и / или ангажированными. В ЕС напомнили о связи между эффективностью и независимостью антикоррупционных институтов и функционированием безвизового режима. И доступ к финансовой помощи.

Между тем в тематических группах в социальных сетях уже спрашивают: правда ли, что безвизовые отменили? В наивной простоте этого вопроса отражается вся глубина непонимание того, как работает украинский безвизовых с ЕС и само определяет его устойчивость. Причем непонимание демонстрируют не только пользователи, которым, может, и не обязательно знать, что именно движет безвизовый механизм. Истинное или мнимое, оно есть и у тех, кто должен быть квалифицированным «техником». Хотя и нельзя воспринимать всерьез мнению соцсетей о немедленном конец Безвизовые, монотонные заверения со стороны власти, все в порядке, все под контролем и ни угрозы нет, тоже не является правдой.

Понятно крайней мере одно. Несмотря на то, что за последние три года все привыкли к безвизовым поездкам, а пандемические ограничения вроде сняли эту тему с повестки дня, в вопросы безвизовых остается колоссальный потенциал — медийный, социальный, электоральный. Именно благодаря этому угрозы (при) остановить безвизовых даже ставят в один ряд с перспективой лишения миллиардного кредитования. А внимания они, кажется, привлекают даже больше. Поэтому именно поэтому должны еще раз дать как можно более четкий ответ на вопрос, что именно влияет на устойчивость Безвизовые, что по-настоящему может разрушить это достижение и на что, как и когда следует обращать внимание, чтобы этого не произошло.

Возможность приостановления безвизового режима с ЕС определена специальным механизмом. В нем прописан ряд индикаторов, которые отслеживает ЕС. Условно их можно разделить на две группы: критерии миграционные и критерии устойчивости реформ. Среди первых — динамика отказов во въезде на границе, просьб об убежище, количество мигрантов, которые находятся в ЕС незаконно, уровень сотрудничества в сфере реадмиссии и возможные угрозы безопасности для стран ЕС (например, если граждане безвизовой страны вдруг начинают совершать значительное количество серьезных преступлений в ЕС).

Во втором пакете — постоянство реформ в сферах безопасности, защиты прав человека, противодействия коррупции, соблюдения демократических норм, страна внедрила в рамках визовой либерализации с Европейским Союзом. Например, в сфере безопасности Украина брала на себя обязательства по борьбе с организованной преступностью и финансированием терроризма, противодействия коррупции, в частности — обязывалась обеспечить функционирование независимого антикоррупционного органа.

В 2018 году механизм приостановления был интегрирован в текст Регламента ЕС о визовых и безвизовых стран (2018/1806). С одной стороны, он спроектировано так, чтобы обеспечить быстрое приостановки. Это было одним из требований напуганных миграционной кризисом государств-членов накануне предоставления безвизовых Грузии и Украины. Однако как сама процедура, так и обоснование ее необходимости потребует усилий и времени, а процедура приостановления — достаточно гибкая.

Так, в случае нарушения миграционных критериев инициировать запуск механизма могут страна-член ЕС, обратившись к Еврокомиссии, сама Еврокомиссия или простое большинство стран-членов ЕС (то есть, по меньшей мере, 14 государств). При этом Еврокомиссия начала попробовать найти решение проблемы путем диалога с третьей страной, и только если такая попытка не сработает или инициатором выступает сразу простое большинство стран-членов, в течение месяца после этого должно быть принято решение о приостановлении. Сначала оно должно касаться отдельных категорий граждан, если именно с ними были связаны нарушения, и действовать девять месяцев. Когда это не поможет — безвизовые заберут на полтора года уже для всех граждан третьей страны, а после этого может быть даже рассмотрен постоянное возвращение визового режима.

Между тем реакция на откат реформ прописана менее конкретно. Регламент 2018/1806 не определяет, о каких именно реформах идет речь, подчеркивая, что у каждой страны они свои. Зато он определяет, что в течение семи лет после получения третьей страной безвизовых раз в год Европейская комиссия предоставлять мониторинговые отчеты для Европарламента и Европейского Совета о соблюдении страной условий визовой либерализации. Именно на основании этих отчетов Европейская комиссия может запустить механизм приостановления через откат реформ. При этом ЕС также учитывать наличие или отсутствие диалога со страной, ситуацию с правами человека и возможное влияние лишения безвизовых на эту ситуацию, политическую ситуацию и двусторонние отношения с этой страной.

Например, Грузия и Молдова уже имели проблемы с обеими составляющими мониторинга. В 2017-2019 годах граждане Грузии начали массово обращаться по убежище в ряде стран ЕС и Шенгена — от Германии и Франции в Швецию и даже Исландии. Более того, немецкая полиция жаловалась на использование механизма убежища грузинской организованной преступностью для деятельности на территории страны.

В 2018 году Молдова из-за проблем с деятельностью антикоррупционных органов и сомнительные решения относительно местных выборов получила «предупредительную» резолюцию Европейского парламента, в которой едва ли не впервые на таком уровне было упомянуто о необходимости соблюдать обязательства в рамках безвизовых.

Однако в обоих случаях дальше заявлений дело не пошло. В частности благодаря постоянному диалогу и работе над ошибками. Так, Грузия приняла ряд норм, направленных на борьбу с фейковых искателями убежища, например значительно усложнив смену фамилии и получения «чистых» документов на новую фамилию, усилив контроль на выезде из страны и сотрудничество с Европолом.

В каком положении здесь находится Украина?

Последний на сегодня и третий по счету отчет Еврокомиссии вышел 10 июля нынешнего года. О миграционных показатели нашей страны ZN.UA уже писало ранее. Хотя Украина является лидером по количеству отказов во въезде и мигрантов с незаконным пребыванием, эти цифры смягчаются целом большим количеством поездок, значительной долей добровольных возвращений после незаконного пребывания и некритично высокой динамикой роста указанных показателей. А просителей убежища из Украины в ЕС даже меньше. Высокоэффективной сотрудничество ЕС и Украины в сфере реадмиссии. Хотя из-за пандемии здесь произошло определенное проседание.

Что касается реформ, то антикоррупционная составляющая находилась в фокусе мониторинга задолго до нынешних перипетий. В 2017 году ЕС беспокоили обеспечения эффективного функционирования НАБУ, САП и Назка, внедрение специализированного антикоррупционного суда и попытки взять антикоррупционные агентства под контроль. В 2018 — эффективная оценка электронных деклараций чиновников, которая тогда очень буксовала, требование декларирования для антикоррупционных активистов, проблема аудита НАБУ и права на независимое прослушивания, независимости и эффективности САП. И в 2020 было требование обеспечить постоянство и независимость всего антикоррупционного кисти органов, в частности — прозрачные и свободные выборы нового главы САП.

Можно уверенно сказать, что проблема независимости антикоррупционных органов в безвизовых отношениях Украины с ЕС возникла не вчера. Как это ни парадоксально, но Европейский Союз, к сожалению, один из немногих игроков, по-настоящему заинтересованы в том, чтобы украинские антикоррупционные органы были независимыми и работали на государство, а не на конкретных людей или политические силы. От этого зависит и безопасность самого ЕС, ведь страна безнаказанной коррупции — природный источник миграционных и безопасности рисков, если ты с ней безвизовый режим.

Пока ситуация замерла в неопределенном балансе. Брюссель подал голос, в Киеве вроде бы прислушались. Реакция и готовность власти к диалогу весят здесь очень много. Это зафиксировано на бумаге в законодательстве ЕС и практикуется непосредственно, как показывает опыт Грузии. Но если назначение главы САП новоизбранной комиссией снова вызовет противостояние, если украинская власть проигнорирует сегодняшние сигналы и попытается стремительно продвигать выгодную для себя человека без надлежащих компетенций и вопреки требованиям закона, мы увидим новый всплеск заявлений, уже более жестких. Тогда перспектива потерять безвизовых станет прямой и непосредственной.

Павел Кравчук, Аналитический центр «Европа без барьеров»

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.