21 фeврaля 2014-гo — нa слeдующий дeнь пoслe мaссoвыx рaсстрeлoв нa Институтскoй — в стeнax Вeрxoвнoй Рaды был принят Зaкoн №743-VІІ «O нeдoпущeнии прeслeдoвaния и нaкaзaния лиц пo пoвoду сoбытий, имeвшиx мeстo вo врeмя прoвeдeния мирныx сoбрaний…» (тaкжe извeстнoгo кaк зaкoн oб aмнистии «мaйдaнoвцeв»). В пoддeржку этoгo дoкумeнтa прoгoлoсoвaли 372 пaрлaмeнтaрия — бeз oбсуждeний, бeз прaвoк, бeз рeшeния кoмитeтoв Рaды.
Этoт зaкoн, вo-пeрвыx, oсвoбoждaл прoтeстующиx oт угoлoвнoй oтвeтствeннoсти только за конкретные возможные преступления. Какие же? Например, насильственную смену власти, посягательство на жизнь государственного деятеля, причинение умышленных тяжких телесных повреждений, сокрытие преступления и т.п. Всего несколько десятков статей Уголовного кодекса. Обязательное условие освобождения от наказания — все действия протестующих, которые подпадали под эти статьи, должны быть связаны с акциями протеста. А участие человека в массовых акциях подтверждалось лишь его заявлением. Во-вторых, участники протестов осужденные за преступления, перечисленные в этом законе, должны быть освобождены от наказания. В-третьих, закон предусматривал, что все расследования по фактам преступлений («фактические» дела, то есть такие, у которых нет подозреваемых) должны быть также закрыты.
Наконец, в-четвертых, едва ли не самое важное в этом законе — запрет для следователей собирать, обрабатывать и хранить любые персональные данные участников протестов: имена, фамилии, место жительства и т.д. А уже полученную информацию должны были уничтожить. И именно к этому пункту экспертная среда имела ряд претензий. Одна из них: законодатель фактически запретил расследовать все преступления во время Майдана, совершенные как против митингующих, так и против силовиков, поскольку так или иначе следователи должны были собирать персональные данные о пострадавших — участниках протестов. Решить эту проблему могли бы народные депутаты. «В закон нужно внести поправки. В частности, те, которые уберут запрет для следователей собирать информацию об участниках протестов», — призвал с трибуны парламента уже 9-го созыва бывший генеральный прокурор Украины Руслан Рябошапка.
Впрочем звучало и другое предложение — от Ирины Венедиктовой — преемницы господина Рябошапки в должности генпрокурора (в то время еще вр.и.о. главы ГБР): «Если мы хотим справедливого и честного расследования, то этот закон нужно отменить».
…2 июня 2020 года. 50 народных депутатов просят Конституционный суд Украины признать не соответствующим Конституции закон об амнистии участников Майдана в 2013-2014 годах.
ЧТО ОБ ЭТОМ ИЗВЕСТНО
Авторы представления, преимущественно из пророссийской фракции ОПЗЖ, а также, в частности, исключенные из «слуг народа» Антон Поляков, Анна Скороход и член монобольшинства Александр Дубинский, указывают, что во время массовых акций протеста в ноябре 2013-го — в феврале 2014 погибли как протестующие, так и правоохранители.
«Отдельные участники массовых акций протеста открыто признаются в применении огнестрельного оружия к представителям правоохранительных органов, их убийстве и в совершении тяжких преступлений иного характера. Но такие преступления в результате принятого закона не подлежат расследованию, а лица, подозреваемые в их совершении, освобождены от уголовной ответственности», — говорится в тексте представления.
Таким образом, по мнению депутатов, в обществе было сформировано впечатление о дозволенности безнаказанно совершать преступления против жизни и здоровья человека, а также пострадавшие от преступлений были лишены гарантированных им конституционных прав и свобод.
Поэтому подписанты считают, что закон является неконституционным: «Поскольку его положения противоречат предписаниям Конституции, а его принятие Верховной Радой произошло с нарушением конституционной процедуры рассмотрения, принятия и вступления в силу законов». (Подробнее с текстом представления, а также с фамилиями подписантов можно ознакомиться – тут).
ЦЕЛЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ — ОЦЕНКА «КОНСТИТУЦИОННОСТИ» РЕВОЛЮЦИИ ДОСТОИНСТВА
«Конституционное представление народных депутатов от «Слуги народа» (среди них есть исключенные ранее из фракции. — Ред.) и «Оппозиционного блока» было вполне ожидаемым. Ведь именно этот акт провозгласил амнистию для участников Революции Достоинства. И именно о необходимости его отмены было заявлено нынешней генпрокурором Венедиктовой», — комментирует Укринформа юрист-международник, экс-представитель Президента Украины в АРК Борис Бабин.
Цель авторов представления понятна. И заключается она в получении от КСУ в этом деле оценки «конституционности» самой Революции 2014 года, утверждает юрист. «Ведь совершенные тогда участниками массовых протестов действия были реализацией права украинского народа на сопротивление угнетению. И именно поэтому, в измерении конкретного протестующего, путем закона об амнистии не стали подсудимыми, — отмечает Бабин. — А если закона после решения Конституционного суда уже не будет, значит протестующие — преступники, а массовые протесты — массовые беспорядки. Более того, получается, что никакого сопротивления угнетению и, собственно, и Революции достоинства не было».
Не исключает юрист и того, что следующим шагом (то есть, если решение КСУ будет в пользу авторов представления), станет возвращение Януковича на Липки и выплата ему заработной платы за шестилетний вынужденный прогул. «И, к сожалению, это не шутка, а вполне достижимая в нынешних условиях цель врага», — убеждает он.
Мы также спросили у Бориса Бабина о возможной угрозе уголовного преследования майдановцев: это реально, если закон отменят? А также зачитали ему сообщение-реакцию на это дело волонтера Мирослава Гая: «Когда суд примет положительное решение, а глядя на дела ветеранов, уверен, что примет, то всех нас можно будет тащить в суд за массовые беспорядки, коктейли Молотова, сопротивление полиции ( …) Следующим будет обжалование АТО и привлечения «атошников» к ответственности за защиту страны. Поздравляю друзья, реванш состоялся»
Так что, подобные опасения действительно небезосновательны? Неужели все, кто фигурировал в уголовных процессах, закрытых по «амнистии для майдановцев», могут снова оказаться под угрозой уголовного преследования?
По словам господина Бабина, юридическую оценку ситуации для конкретного участника революции в таких условиях следует представить через принципы конституционного, уголовного права и в рамках международных стандартов прав человека. «Ведь несложно спрогнозировать правовые последствия отмены закона № 743-VII Конституционным судом. Поскольку в ст. 5 Уголовного кодекса, если после совершения лицом определенного деяния закон об уголовной ответственности менялся несколько раз, обратное действие во времени имеет именно тот закон, который устраняет преступность деяния, улучшает положение лица (даже если этот закон уже отменен), — говорит юрист. — То есть вероятная отмена закона №743-VII Конституционным судом не отменит его действие как закона об амнистии в отношении конкретных участников Революции Достоинства».
Кроме того, по ст. 91 закона о Конституционном Суде этот орган не имеет права отменить силу закона с момента его принятия, — отмечает он. «Поэтому закон № 743-VII может быть отменен Конституционным Судом только с даты такого решения суда в 2020 году. Или более поздней даты. И при таких условиях сила закона об амнистии майдановцев с 2014 года останется юридически бесспорной. Поэтому, с учетом ст. 5 УК привлечение к ответственности участников революции будет полностью незаконным. Кстати, это подтверждает главную цель авторов представления — не привлечь кого-то к ответственности, а юридически уничтожить Революцию Достоинства», — утверждает Бабин.
Впрочем, если вопреки здравому смыслу и принципам права прокуратура все же начнет дела против майдановцев, то они грубо нарушат статьи 6, 7, 13 и 18 Европейской конвенции по правам человека, предостерегает юрист. «И осужденные (и даже подозреваемые) в этих делах гарантированно выиграют в Евросуде», — говорит Борис Бабин. И добавляет: «Конечно, при большом желании чиновников для выполнения полученных заказов о приговорах по делам Майдана от новых «стратегических партнеров» можно отменить и ст. 5 Уголовного кодекса, и ст. 91 закона о Конституционном суде и, вообще, судить революционеров по «законам» «ДНР» или РФ. Но, боюсь, тогда в Украине придется принимать новый закон об амнистии — для новых революционеров».
Мирослав Лискович. Киев