Впeрвыe с 2014 гoдa Рoссия скoнцeнтрирoвaлa тaкoe знaчитeльнoe кoличeствo вoйск и вooружeния нa грaницax с Укрaинoй. И нe тoлькo вoeнныe aнaлитики, нo и мнoгиe eврoпeйскиe пoлитики пeрвoгo эшeлoнa встрeвoжeны этoй ситуaциeй. Пaрaллeльнo Крeмль рaзвeрнул бeспрeцeдeнтную инфoрмaциoнную вoйну, рaздувaя в стрaнe и зa ee прeдeлaми вoeнную истeрию, oбвиняя Укрaину в нaрушeнии минскиx сoглaшeний и эскaлaции кoнфликтa. Рoссийскoe рукoвoдствo нe идeт нa пeрeгoвoры ни в рaмкax мeждунaрoдныx структур, ни в рaмкax минскoгo прoцeссa, oткaзывaясь oбъяснять мoтивы свoиx вoeнныx пригoтoвлeний.
В этиx услoвияx oт укрaинскoгo oбщeствa и eгo пoлитичeскoгo рукoвoдствa трeбуются кoнсoлидирoвaннaя пoзиция, взвeшeнныe, нo рeшитeльныe шaги, нaпрaвлeнныe на то, чтобы быть готовыми к различному развитию событий и адекватному ответу на действия агрессивно настроенного соседа. Украинский институт будущего в аналитическом докладе, размещенном на сайте организации, предлагает свою стратегию действий Украины в связи с эскалацией на востоке страны.
ЦЕЛИ И МОТИВЫ РУКОВОДСТВА РФ
Авторы доклада, анализируя цели эскалации и мотивы руководства РФ, выделяют среди них как глобальные – не связанные с Украиной, так и региональные, которые имеют к ней непосредственное отношение.
Преследуя глобальные цели, Путин и его окружение сознательно идут на поднятие ставок в политическом противостоянии с Западом (США и ЕС) на фоне обострения отношений между ними и переформатирования международных процессов после смены власти в США. Они ставят перед собой задачу усиления противоречий между западными союзниками (США, Великобританией, Францией, Германией) в вопросах безопасности на Евразийском континенте.
Важной целью политического руководства РФ, по мнению аналитиков Украинского института будущего, является реконсолидация политического влияния с целью возвращения в мировую политику в качестве глобального игрока, с которым вынуждены разговаривать по ключевым темам международной безопасности, возврат к ялтинско-потсдамскому разделению мира, где Россия, как наследница СССР, является ключевым игроком и имеет зону исключительных интересов, признанную всеми другими сторонами.
России важно заручиться нейтралитетом или ограниченным принятием США доминирующей роли РФ в своей периферии (Украина, Беларусь, Казахстан, Южный Кавказ), осуществить давление на европейские страны с целью выхода на приемлемый компромисс относительно распределения зон влияния на постсоветском геополитическом пространстве.
Наконец, целью действий РФ является стремление нанести превентивный удар или продемонстрировать готовность нанести такой удар на одной из кризисных площадок, чтобы отговорить Запад от попыток дестабилизации внутриполитической ситуации в РФ.
Если говорить о региональных целях РФ в ее попытках эскалации конфликта, то в аналитическом докладе выделены следующие из них: стремление разыграть “украинскую карту” для внутренней аудитории для мобилизации сторонников перед выборами в Госдуму, где одним из главных элементов станет “защита русских людей”, и с целью превентивной канализации протестных настроений.
Не менее насущная для Кремля задача – заставить Украину открыть доступ к Северо-Крымскому каналу, или начать переговоры об этом, или получить доступ к нему путем проведения ограниченной военной операции.
Российская сторона также будет пытаться путем обострения ситуации на востоке страны склонить Украину к переговорам с боевиками ОРДЛО.
Целями политического руководства РФ, по мнению аналитиков Украинского института будущего, являются также экономическая блокада Украины путем усиления давления на Азовское море и осложнения работы черноморских портов; дестабилизация внутриполитической ситуации в Украине с целью как минимум ослабления политической власти и склонения ее к уступкам в переговорах, а как максимум – доведение ситуации до хаоса и гражданской войны на фоне массовой истерии и нагнетания обстановки; возвращение пророссийских сил в украинскую политику; сохранение «вопроса Донбасса» как одного из топовых вопросов внутриполитической повестки дня в Украине.
В Кремле также ставят цель – добиться отказа Украины от углубленного сотрудничества с НАТО, моратория на нахождение любых военных сил НАТО и прототипов военных баз на территории Украины.
В случае масштабного конфликта – это быстрая военная победа над ВСУ в кратчайшие сроки с последующим захватом части территории или без этого.
ПЛАНЫ ДЕЙСТВИЙ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ УКРАИНЫ
Остановившись на моделях поведения, которое должна выбрать Украина в нынешней ситуации, авторы аналитического доклада отметили, что они должны быть определены в зависимости от стратегических задач, стоящих перед государством. Таких моделей может быть несколько. В рамках этих планов могут применяться все или большая часть перечисленных в докладе инструментов, отличаться будут только приоритетность их применения, тональность и коммуникация с обществом.
Модель №1. Превентивная эскалация. В случае выбора этой модели, считают аналитики Института будущего, Украина поднимает ставки в ответ на обострение с целью отговорить Россию от идеи нового военного вторжения или масштабной эскалации на линии разграничения или со стороны Крыма, а в конце возвращается к деэскалации и восстановлению статус-кво.
Модель №2. Принять вызов. В этом случае Украина поднимает ставки в ответ на обострение с целью подготовки к вспышке масштабных боевых действий. На фоне тупика на переговорах и бесперспективности переговоров, украинская власть принимает вызов и идею того, что для изменения модальности конфликта нужна очередная промежуточная фаза боевых действий.
Модель №3. Постепенная деэскалация. Согласно этой модели, Украина осуществляет ограниченные шаги для подготовки военной инфраструктуры к потенциальному конфликту, а параллельно принимает ряд решений и инициатив, направленных на деэскалацию и разблокирование переговоров во избежание дальнейшей эскалации и возобновления политического процесса.
Модель №4. Мир любой ценой. Выбрав четвертую модель, Украина инициирует новые переговоры с РФ и принимает часть или все условия, которые приведут к восстановлению политического процесса и выходу на урегулирование конфликта, но под мощные и юридические гарантии Запада и РФ.
ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНА
Остановившись на военных и военно-политических инструментах, авторы доклада отмечают, что такими должны быть — заседание СНБО и подготовка указа о военном положении; срочное проведение военных учений (по возможности, с членами НАТО). Причем особый упор должен делаться на отработку ракетных стрельб и на повышение боеспособности сил ПВО. Необходимо также срочно принять закон о теробороне, причем тероборона должна быть не общественной организацией, как это предлагают сейчас в ОПУ, а отдельной частью ВСУ и подчиняться Генштабу (закон можно принять в течение одной недели). В кратчайший срок следует провести месячные сборы-учения теробороны; провести учения резервистов.
Важно также провести переговоры о присутствии в Черном море (портах Украины) нескольких кораблей НАТО.
В то же время необходимо ускорить выполнение оборонного заказа и обеспечить бесперебойное поступление средств на заводы Укроборонпрома.
Среди политических инструментов авторы аналитического доклада видят следующие. Президент должен заявить о новой инициативе перемирия, которая должна предусматривать в том числе и возможности определенного люфта относительно поставок воды в Крым. Вокруг этого необходимо начать большой международный диалог.
Должно быть проведено закрытое заседание парламента с обсуждением ситуации и возможных действий Рады по введению военного положения; приняты изменения в бюджет, которые будут предусматривать увеличение финансирования армии (обязательно – поднятие зарплат военным) и оборонного заказа.
Необходимо будет усилить проверку людей призывного возраста, которые переходят линию разграничения.
Важны, по мнению аналитиков института, консультации с Молдовой относительно вопросов контрабанды товаров через Приднестровье, усиление границы с Приднестровьем.
Действенным инструментом должно стать привлечение к диалогу церкви, особенно УПЦ МП, которая вынуждена будет реагировать в неудобной для себя ситуации. По мнению авторов доклада, стоит обратить внимание на спонсоров церкви для того, чтобы они были вынуждены давить на иерархов.
В аналитическом докладе также подчеркнута важность международных инструментов реализации украинского плана действий.
Прежде всего, это созыв Совбеза ООН для обсуждения нового перемирия (очевидно, придется делать несколько заседаний). Параллельно необходимо подготовить резолюцию Генассамблеи ООН с осуждением действий РФ.
Необходимо также начать информационную раскачку темы о подготовке «новой инициативы» по урегулированию конфликта на Донбассе (своего рода «Минск-3»). Вместе с этой идеей начать активно говорить о переносе переговоров из Минска в другое место. Варианты: Будапешт, Стамбул или Нур-Султан. Начать переговоры об этом с участниками Нормандского формата.
Важным инструментом авторы доклада считают лоббирование в США усиления санкций против суверенного долга РФ и их банковского сектора.
Стоит анонсировать кадровые перестановки в ТКГ (руководить нашей группой должен дипломат-тяжеловес). Признать, что переговоры в ТКГ могут быть использованы только для решения тактических и гуманитарных вопросов, а вся политическая часть должна быть перенесена в Нормандский формат. Вернуться к идее миротворцев ООН для заморозки ситуации.
Вместе с тем аналитики Института будущего считают необходимым договориться об увеличении объемов получения летального оружия от Запада (в короткие сроки мы должны получить такое оружие, даже в небольших объемах).
В виде очень крайнего случая, если возникнет срочная необходимость разрядить обстановку, в докладе предлагается заявить о готовности переговоров с ОРДЛО, но только относительно тактических вопросов, как например – безопасность на КПВВ, передача гуманитарных грузов, ремонт инфраструктуры. При этом, отмечают авторы предложенной стратегии, стоит твердо понимать, что создание любых постоянных формализованных площадок недопустимо.
Предлагается также прекратить информационную раскачку о «скоро получим ПДЧ»: она, отмечают авторы доклада, больше похожа на истерику и не помогает в этой ситуации, показывая, что мы слабые и надеемся только на внешнюю поддержку.
Что касается информационных инструментов, то в докладе предлагается начать информационную кампанию о том, как страна готовится к обороне. Главная задача кампании – объединить страну вокруг идеи сохранения государства и против единого врага: путинской России. Упор, подчеркивают аналитики, должен быть именно на словосочетании «путинская Россия», учитывая то, что четверть населения до сих пор не признает РФ агрессором.
Отмечается также важность глобальной работы в соцсетях по выявлению российских фейков и задержанию реальных кураторов ботоферм; реальное вытеснение пророссийских телеграм-каналов из информпространства (там невозможно работать исключительно силовыми методами). Массовое распространение фейков происходит через Вайбер-каналы. С ними, по мнению авторов доклада, украинские «спецслужбы пока не работают вообще». А значит, по их мнению, необходимо на аутсорсе нанять компании, которые будут отслеживать ситуацию именно в этой сети и передавать спецслужбам соответствующую информацию.
Стоит также провести массированную кампанию, направленную к жителям ОРДЛО, с условным названием «работа, а не война», с предложением работы на неоккупированных территориях. Главной целью должен стать отток молодых людей призывного возраста с этих территорий.
СПРАВКА
Украинский институт будущего – независимый аналитический центр, который прогнозирует изменения и моделирует возможные сценарии развития событий в Украине. Позиционирует себя как совместный проект представителей украинского бизнеса, политики и общественного сектора. Основан летом 2016 года. Институт работает по пяти основным направлениям: международная политика, внутренняя политика, национальная безопасность и оборона, экономика, правоохранительная и судебная системы. Видит свою миссию в проектировании успешного будущего Украины через экспертные исследования и дискуссии.
По публикации в UIFuture