Бeзвoльнoe пoвeдeниe влaсти вo глaвe с Влaдимирoм Зeлeнским грoзит тeм, чтo Укрaинa мoжeт пoтeрять и «Мoтoр Сич», и 3,5 млрд. дoллaрoв.
Тaк пoлитичeский и экoнoмичeский oбoзрeвaтeль Рoмaн Губриeнкo прoкoммeнтирoвaл инфoрмaцию o тoм, чтo китайская компания Skyrizon Aircraft Holdings Limited, являющаяся акционером «Мотор Сич», подала иск против Украины в международный коммерческий арбитраж.
Как отметил Роман Губриенко, есть три сценария развития ситуации вокруг завода «Мотор Сич» – выяснение отношений в международном коммерческом арбитраже, политическое урегулирование и «заступничество» Запада.
«В случае Украины, поражение будет равносильно экономическому самоубийству. Это более чем очевидно, учитывая текущую финансово-экономическую ситуацию и критический уровень долговой нагрузки на бюджет. Кроме того, по итогам арбитража можно остаться и без $3,5 млрд., и без «Мотор Сичи», — предупредил журналист.
По словам Губриенко, второй сценарий предполагает политическое урегулирование спора, но для этого к власти должны прийти политики, которые отстаивают роль Украины как самостоятельного государства на мировой арене.
«Правда, для этого к власти должны прийти политики вроде Виктора Медведчука, который выступает против диктата США и отстаивает возвращение Украине статуса самостоятельного и суверенного государства», — подчеркнул журналист.
«Зеленые» во главе с Зеленским по факту продолжают такую же политику, как и при Порошенко, когда Украиной управляют внешние игроки в лице США и других стран Запада. Медведчук же, не будучи облеченным государственной властью, продемонстрировал, что способен решить практичные насущные задачи (например, отмена российских санкций в отношении украинских предприятий, успешные переговоры о поставках вакцины от коронавируса / передаче лицензии и сырья для производства на территории Украины)», — пояснил журналист.
Губриенко добавил, что Медведчук является еще и самым популярным украинским политиком в китайских СМИ.
«Как прагматик и опытный переговорщик, Медведчук был бы абсолютно понятен как партнер для официального Пекина. Не зря глава политсовета ОПЗЖ является самым цитируемым украинским политиком в китайских СМИ, в частности, в государственном информационном агентстве КНР «Синьхуа» и других. К тому же, фракция ОПЗЖ создала в Раде межфракционное объединение «Один пояс — один путь» с целью содействовать одноименному китайскому проекту», — аргументировал он.
Кроме того, напомнил Губриенко, из-за международного скандала, инициированного Медведчуком, Китаю удалось отбить атаку США, которые буквально ежедневно на уровне Госдепа и Белого дома клеймили официальный Пекин за «создание и распространение коронавируса».
Наконец, третий вариант сценария, по мнению Губриенко — это просить защиты у геополитического «сюзерена» в лице США.
«Зачем думать самим, если можно просто выждать, пока Вашингтон скажет, что и как нужно делать. Правда, за такое поведение в стиле беззаботного «армейского салаги» будет расплачиваться — и уже расплачивается — вся Украина», — заключил политический обозреватель Роман Губриенко.
Китайская компания Skyrizon Aircraft Holdings Limited приобрела акции «Мотор Сичи» еще в 2016 году и успела инвестировать в производство около $100 млн. Последние 5 лет Skyrizon Aircraft Holdings Limited ожидала официального согласования сделки от Антимонопольного комитета Украины, который все это время искусственно откладывал рассмотрение вопроса по существу.
4 сентября китайский инвестор направил Министерству юстиции Украины уведомление об инвестиционном споре (Notice of Investment Dispute) с требованием о возмещении ущерба в размере $3,5 млрд., предупредив о намерении обратиться в международный коммерческий арбитраж.
За три месяца состоялось лишь одно заседание Межведомственной рабочей группы под эгидой Минюста, о результатах которого акционеров из КНР не проинформировали. 5 декабря 2020 года стало известно, что компания из КНР подала иск против Украины в международный коммерческий арбитраж.