Правительство без программы – и что теперь…

Всeгo 207 нaрoдныx дeпутaтoв при минимaльнo нeoбxoдимыx 226 прoгoлoсoвaли зa дoрaбoтaнную прoгрaмму дeятeльнoсти прaвитeльствa, кoтoрую 18 июня пoвтoрнo прeдстaвил пaрлaмeнту прeмьeр-министр Дeнис Шмыгaль. Этo oзнaчaeт, чтo прoгрaммa нe принятa: пo Рeглaмeнту, дoрaбoтaть свoй стрaтeгичeский плaн рaбoты прaвитeльствo мoжeт тoлькo oдин рaз — и эту вoзмoжнoсть oнo ужe испoльзoвaлo. A снoвa пoдaть прoгрaмму вoзмoжнo нe рaнee, чeм чeрeз гoд пoслe нeoдoбрeния прeдыдущeй. Пo Кoнституции, нe имeя принятoгo прoгрaммнoгo дoкумeнтa дeятeльнoсти, Кaбмин нe имeeт и иммунитeтa. То есть, Кабмин может оставаться работать до тех пор, пока Верховная Рада будет оказывать ему доверие, но в любой момент его могут отправить в отставку. В то же время, на качество его работы отсутствие программы вряд ли повлияет, разве что он больше будет фокусироваться на тактических целях.

Что и почему не понравилось депутатам

После голосования в Раде Денис Шмыгаль заявил журналистам, что его программу не поддержали из-за нежелания дать годичный иммунитет. «Правительство интересует не иммунитет, а благосостояние в Украине», — акцентировал премьер.

Напомним, что две недели назад депутаты уже рассматривали программу Кабмина. Тогда ее раскритиковали за «общие слова» и отправили на доработку. Объем доработанной программы увеличился почти в десять раз — с 10 до 85 страниц текста. И на рассмотрение этого документа депутаты потратили чуть меньше часа.

При обсуждении ее критиковали практически все фракции и группы, особенно оппозиционные «Голос», ЕС, «Батькивщина» и ОПЗЖ. А депутат от «Слуги народу» Татьяна Цыба сказала, что для отклонение программы правительства есть несколько причин: «Некоторые комитеты не согласовали программу, поскольку не все из их предложений были учтены. Были другие претензии — в части депутатов за «неконкретность» программы. Лозунги — это хорошо, но где цифры?», — объясняет Цыба позицию своих коллег по монобольшинству, которые отказались голосовать за программу своего же правительства.

Это при том, что в обновленном документе цифры и конкретика раз были. В частности.

В макроэкономике

Если в программе предыдущего правительства говорилось, что за следующие пять лет украинская экономика должна вырасти на 40%, то программа Кабмина Дениса Шмыгаля реалистично признавала — из-за коронакризиса Украина оказалась на пороге экономического падения «глубиной» в 4-8% ВВП.

По расчетам НБУ, в 2020 году Украина может столкнуться с падением экспорта до 10%, импорта — до 14,5%, ростом дефицита бюджета до 8% ВВП и повышением уровня безработицы до 9,5%.

В бизнесе

Поэтому нынешнее правительство главной целью декларировало поддержку малого и среднего бизнеса, а также сохранение и создание 500 тыс. новых рабочих мест. Речь шла о новом законе о труде и идее, как привлечь украинских заробитчан к работе в родной экономике. Были намерения «ввести налоговые стимулы для направления части прибыли предприятий на реинвестирование в собственное развитие», но это касалось крупного бизнеса.

В энергетике

Пока в Украине продолжался карантин, в энергетике резко обострился кризис, который нарушил баланс производства, привел к сокращению производства электроэнергии на атомных станциях и росту долгов перед производителями энергии. Кабмин обещал «разрулить» этот вопрос и убрать дисбалансы.

В сельском хозяйстве

В части реализации земельной реформы, правительство Шмыгаля планировало ввести систему мониторинга земельных отношений, создать и запустить национальный портал геопространственных данных, который бы объединил все имеющиеся земельные кадастры и реестры, а также способствовать развитию фермерства — через программы удешевления и обеспечения кредитов.

В технологиях

В продолжение наработок предыдущего Кабмина в части цифровизации страны в правительстве рассчитывали, что до 2024 года все 100% публичных услуг будут доступны бизнесу и населению онлайн, и ими будут пользоваться 60% украинцев. При этом количество центров предоставления административных услуг и количество самих услуг должны увеличиться на треть, а доступ к скоростному интернету имели бы 95% населения Украины.

Из новых целей правительства в этой сфере было то, что в области IT должно формироваться не 4%, а все 10% ВВП страны.

В национальной безопасности

Подтверждались намерения продолжать выделять на оборону не менее 5% ВВП страны и искать идеи обезвреживания российской агрессии и возвращения Крыма. Для граждан, пострадавших от конфликта, правительственная программа предусматривала обеспечение постоянным и временным жильем не менее 1500 семей внутренне перемещенных лиц, а также нормирование процедуры регистрации места проживания 800 тыс. переселенцев.

В социальной сфере

В правительстве Шмыгаля рассчитывали, что пенсии будут составлять до 40% заработка и будет введен второй (накопительный) уровень пенсионной системы. Для урегулирования дефицита Пенсионного фонда задумывался «пересмотр стимулов к уплате единого взноса».

Правительство ставило цель, чтобы за время его работы количество граждан, которые улучшили свои жилищные условия, увеличилось на 20%. Рассматривалась идея запуска специальной программы ипотеки под 10% и реструктуризации задолженности населения за потребленные коммунальные услуги.

В культуре

В сфере культуры правительство намечало, например, включить уманский парк «Софиевка» в список объектов мирового наследия ЮНЕСКО, создать «инновационный и научный хаб» в Чернобыльской зоне, достроить Мемориал жертв Голодомора, Аллею Героев Небесной Сотни и Музей Революции Достоинства в столице . А также повысить долю украиноязычных книг, выданных украинскими издателями, до 78%.

Также в Кабмине рассчитывали, что до 2024 года иностранные туристы будут тратить в Украине в пять раз больше, чем в 2019-м, а туристический поток, начиная со следующего года, будет расти на 2% ежегодно.

Жить в условиях тактики — украинцам не привыкать

То, что Рада не примет программу действий правительства, по словам экспертов, было достаточно ожидаемо.

«Если первую версию программы отклонили, в частности, с экономической точки зрения, то в непринятие второй уже вмешалась политика, поскольку за 100 дней правительство успело со многими «побить горшки», — такое мнение в прямом эфире 24 канала выразил экономический эксперт, президент инвестиционной Группы “УНИВЕР” Тарас Козак.

В разговоре с Укринформом, его поддержал и экс-и.о. министра экономики, руководитель по политическим вопросам в Киевской школе экономики Павел Кухта. «Считаю, что ничего особенного в работе правительства и парламента, а тем более — в жизни страны — после провала проекту программы не произойдет. Просто у Кабмина не будет годичного «иммунитета» от принятия политического решения о его отставке», — убежден он.

Суть правительственной программы в том, чтобы скоординировать участников политического процесса — в частности, парламент и правительство — вокруг стратегических целей, договориться о совместной работе и общей ответственности. Поэтому в идеале правительственная программа должна базироваться на коалиционном соглашении парламентских фракций. «Предложенная же ныне программа, к сожалению, не такого уровня, чтобы структурировать работу или по особому направлять деятельность Кабмина и отдельных министерств. Как по мне, проект явно хуже, чем программные документы предыдущих правительств. Он не является каким-то стратегическим документом, чтобы координировал всю государственную политику. Поэтому сегодняшнее решение парламента чисто политическое. Как и ожидалось, правительство не получит иммунитет. Поэтому при необходимости отправить в отставку его будет легче», — комментирует господин Кухта.

Исполнительный директор Центра экономической стратегии Глеб Вышлинский дополняет: нынешнее политическое решение парламента дает сигнал бизнесу, что правительство не устойчиво и не пользуется абсолютной поддержкой большинства в Верховной Раде. Соответственно, выполнение обязательств, которые Кабмин может на себя брать, не всегда от него будет зависеть. Касается это как поддержки законопроектов в парламенте, так и непосредственно действий правительства. «То есть, речь идет о плохом знаке с точки зрения доверия к Кабмину со стороны бизнеса и различных институтов, начиная от Международного валютного фонда — до отраслевых ассоциаций и конкретных инвесторов, с которыми правительство договаривается. А именно, подписанный недавно Меморандум с производителями «зеленой» энергии. И это может оказать негативное влияние на экономическую ситуацию в стране в целом. Ведь чем меньше доверия к правительственным идеям и решений, тем хуже», — утверждает Глеб Вышлинский.

Бесспорно, в стране принципиально ничего не изменится. Кроме разве что некоторых политико-психологических последствий. «Кое-кто и так воспринимал это правительство как «временное». Теперь такое ощущение усилится. Другое дело, что дальнейшая судьба Кабмина пока зависит не от Верховной Рады, а, прежде всего, от результативности его действий и от того, как их будет воспринимать Президент. Определяющим при этом будет не содержание правительственной программы, а то, удастся ли команде Дениса Шмыгаля минимизировать последствия глобального экономического кризиса, который атакует страну», — отмечает политический эксперт Владимир Фесенко.

По его мнению, программа деятельности любого правительства и его конкретная работа — совершенно разные вещи. Как и предвыборные программы политиков и их практическая деятельность не тождественны. «В большинстве случаев они вроде близки идеологически, но по содержанию не всегда совпадают», — говорит эксперт.

Поэтому пока Кабмин должен продолжить заниматься повседневной работой, продолжать сотрудничество с парламентом путем подготовки и принятия совместных законопроектов. Ведь вызовов перед страной — множество.

Оксана Полищук, Владислав Обух, Киев

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.